.

Образовательная программа "Хореографическое творчество"

Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств
УТВЕРЖДЕНО
приказом МУДО
«Шумиловская ДШИ»
от 26 августа 2024 г. № _18_

Дополнительная предпрофессиональная
программа в области
хореографического искусства
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

2024 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
СОСТАВЛЕНА на основании Федеральных государственных требований к

минимуму

содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной

программе

в

области

хореографического

искусства

-

«Хореографическое творчество» (Утверждены приказами Министерства культуры
Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 158, от 26 марта 2013 года № 280).
РАССМОТРЕНА на заседании хореографического отделения
протокол от 20 мая 2024 г. № _2_
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета
МУДО «Шумиловская ДШИ»
протокол от 26 августа 2024 г. № _1_
Разработчики –
Максимук Е.И., преподаватель хореографии,
Шевченко Р.Р., преподаватель хореографии,
Волынец М.В., преподаватель теоретических дисциплин и концертмейстер.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы
3. Учебный план
4. Календарный учебный график
5. Программы учебных дисциплин
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов
освоения образовательной программы учащимися
7. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная программа в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество» (далее – программа «Хореографическое
творчество») муниципального учреждения дополнительного образования «Шумиловская
детская школа искусств» (далее – ДШИ) является системой учебно-методических
документов. Программа разработана МУДО «Шумиловская ДШИ» на основании и в
соответствии с:
 Федеральным Законом от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
 Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждённой
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №
1726-р),
 Федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к дополнительной
предпрофессиональной программе в области искусства «Хореографическое
творчество», утвержденными приказами Министерства культуры Российской
Федерации от 12 марта 2012 г. № 158, от 26 марта 2013 № 280.
Программа «Хореографическое творчество» определяет цели, ожидаемые
результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку качества
подготовки выпускника и включает в себя: учебный план, календарный учебный график,
рабочие программы учебных предметов, систему и критерии оценки итоговой аттестации,
и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие требуемое качество
подготовки учащихся.
Программа «Хореографическое творчество» определяет содержание и организацию
образовательного процесса ДШИ
Программа «Хореографическое творчество» включает один учебный плана в
соответствии со сроком обучения 8 лет, обозначенный ФГТ.
Обучение ведется в очной форме.
При приеме на обучение по программе «Хореографическое творчество» ДШИ
проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей
проводится в форме просмотра, на котором выявляются:
 физические данные (пропорциональность телосложения, сценичность, выворотность,
подъём, шаг, прыжок, гибкость);
 музыкально-ритмические данные (ритм, слух, память);
 эмоциональное восприятие музыки (эмоциональная отзывчивость на незнакомые
разнохарактерные музыкальные фрагменты, танцевальность).
Проведение отбора позволяет определить наличие способностей к художественноисполнительской деятельности.
Программа «Хореографическое творчество» направлена на:
 выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем
детском возрасте;
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического
исполнительства;
3





приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
хореографического искусства.

Программа «Хореографическое творчество» направлена на обеспечение
преемственности основных профессиональных образовательных программ среднего
профессионального и высшего профессионального образования в области
хореографического искусства и обеспечивает сохранение единства образовательного
пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Программа «Хореографическое творчество» ориентирована на:
 воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
 формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
 формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные
программы в области хореографического искусства;
 выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и
учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному
мнению
и художественно-эстетическим взглядам, пониманию
причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее
эффективных способов достижения результата.
Содержание программы «Хореографическое творчество» организовано по принципу
дифференциации, исходя из диагностики и стартовых возможностей обучающихся в
соответствии со следующими уровнями сложности:
- «Стартовый уровень» - предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы «Хореографическое
творчество».
Цель «Стартового уровня»: развитие танцевальных способностей и интенсивное
обучение основам хореографического искусства.
- «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
4

языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно ­тематического направления программы «Хореографическое творчество».
Цель «Базового уровня»: совершенствование навыков музыкально-пластического
интонирования и публичного выступления.
- «Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательнотематического направления программы «Хореографическое творчество», а также
предполагает углубленное изучение содержания программы
«Хореографическое
творчество» и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в
рамках содержательно-тематического направления программы «Хореографическое
творчество».
Цель «Продвинутого уровня»: подготовка обучающихся к продолжению обучения
в средних профессиональных учебных заведениях.
Освоение
программы «Хореографическое
аттестацией обучающихся.

творчество»,

завершается

итоговой

Материально-технические условия реализации программы «Хореографическое
творчество» обеспечивают возможность достижения учащимися результатов,
установленных ФГТ.
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. ДШИ соблюдает своевременные сроки текущего и
капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Хореографическое творчество» ДШИ
обеспечена
необходимыми учебными аудиториями, специализированными кабинетами и включает в
себя:
 балетные залы
и учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и
индивидуальных занятий,
 костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных
занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
 помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
 раздевалки и душевые комнаты для учащихся и преподавателей.
Балетные залы (на 12-14 обучающихся), имеют пригодное для танца напольное
покрытие (линолеумное покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25
погонных метров вдоль трёх стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание
музыки и музыкальная грамота», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»,
«История хореографического искусства» оснащены пианино/роялем, звукотехническим
оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и
оформлены наглядными пособиями.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов,
костюмерной.

5

Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается доступом
каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей,
формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.
Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными и/или электронными изданиями
основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем
учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений и балетной
литературы, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами
хореографических произведений в объеме, соответствующем требованиям программы
«Хореографическое творчество». Основной учебной литературой по учебным предметам
предметной области «Теория и история искусств» обеспечивается каждый учащийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100
учащихся.
Программу «Хореографическое творчество» реализуют педагогические работники,
имеющие среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование, составляет не менее 50% процентов в общем числе
преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной программе.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Минимум содержания программы «Хореографическое творчество» обеспечивает
целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе
освоения программы танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков.
Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» является
приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
 знания профессиональной терминологии;
 умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
 умения определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;
 умения выполнять комплексы специальных хореографических
упражнений,
способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
 умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных
движений;
 умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
 навыков музыкально-пластического интонирования;
 навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
 навыков публичных выступлений;
в области теории и истории искусств:
 знания музыкальной грамоты;
 знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов;
 знания и слуховых представлений программного минимума произведений
симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
 знания основных элементов музыкального языка;
6









первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров,
созданных в разные исторические периоды;
знания основных этапов развития хореографического искусства;
знания основных этапов становления и развития искусства балета;
знания основных отличительных особенностей хореографического искусства
различных исторических эпох, стилей и направлений;
навыков восприятия элементов музыкального языка;
навыков анализа музыкального произведения.

Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по учебным
предметам обязательной части должны отражать:
Танец:
 знание основных элементов классического, народного танцев;
 знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и
культуре исполнения танца;
 умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
 умение ориентироваться на сценической площадке;
 умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение различными
танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
 навыки перестроения из одной фигуры в другую;
 владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
 навыки комбинирования движений;
 навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
Ритмика:
 знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
 знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в
танцевальных движениях;
 первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
 представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
 умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
 навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
 навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
Гимнастика:
 знание анатомического строения тела;
 знание приемов правильного дыхания;
 знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
 знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа
жизни;
 умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики
с учетом индивидуальных особенностей организма;
 умение сознательно управлять своим телом;
 умение распределять движения во времени и пространстве;
 владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
 навыки координации движений.
Классический танец:
 знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
 знание балетной терминологии;
 знание элементов и основных комбинаций классического танца;
 знание особенностей постановки
корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
 знание средств создания образа в хореографии;
7

знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
 умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного
хореографического репертуара;
 умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
 умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять
рисунок танца;
 умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
 навыки музыкально-пластического интонирования.
Народно-сценический танец:
 знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с
партнерами на сцене;
 знание балетной терминологии;
 знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
 знание особенностей постановки
корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
 знание средств создания образа в хореографии;
 знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
 умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца,
произведения учебного хореографического репертуара;
 умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
 умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народносценических танцев;
 умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять
рисунок при исполнении народно-сценического танца;
 умение понимать и исполнять указания преподавателя;
 умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
 навыки музыкально-пластического интонирования.
Подготовка концертных номеров:
 умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством
преподавателя;
 умение работы в танцевальном коллективе;
 умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
 умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над
хореографическим произведением на репетиции;
 навыки участия в репетиционной работе.
Слушание музыки и музыкальная грамота:
 знание специфики музыки как вида искусства;
 знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
 знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение
музыкального произведения);
 умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
 умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
 умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
 умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и
мелодику несложных музыкальных произведений.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):


8

знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры,
основных направлений, стилей и жанров;
 знание особенностей традиций отечественной музыкальной культуры,
фольклорных истоков музыки;
 знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов;
 знание основных музыкальных терминов;
 знание основных элементов музыкального языка и принципов формообразования;
 умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и
стилей;
 умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму
музыкальных произведений;
 навыки по восприятию музыкального произведения, умению выражать к нему свое
отношение.
История хореографического искусства:
 знание основных этапов развития хореографического искусства;
 знание основных отличительных особенностей хореографического искусства
различных исторических эпох, стилей и направлений;
 знание
имен
выдающихся
представителей
и
творческое
наследие
хореографического искусства различных эпох;
 знание основных этапов становления и развития русского балета;
 умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом
времени его создания, стилистических особенностей, содержательности,
взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания
хореографических образов.


3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план программы «Хореографическое творчество» разработан ДШИ в
соответствии ФГТ и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных
Министерством культуры Российской Федерации.
Учебный план отражает структуру программы «Хореографическое творчество»,
определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ с учетом:
 обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего образования в области искусств;
 сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере
культуры и искусства;
 индивидуального творческого развития детей;
Учебный планы разработан с учетом календарного учебного графика
образовательного процесса по реализуемой программе «Хореографическое творчество» и
срока обучения по этой программе.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов
по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем
часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную
нагрузку обучающихся).
ДШИ может вести обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное обучение с учетом ФГТ.
9

Программа «Хореографическое творчество» включает один учебный плана в
соответствии со сроком обучения 8 лет, обозначенный ФГТ.
Учебный план программы «Хореографическое творчество» предусматривает следующие
предметные области:
 хореографическое исполнительство;
 теория и история искусств
и разделы:
 консультаций;
 промежуточной аттестации;
 итоговой аттестации.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из
учебных предметов.
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 8
лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2336 часов, в том
числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Хореографическое исполнительство:
УП.01.Танец – 130 часов,
УП.02.Ритмика – 130 часов,
УП.03.Гимнастика – 65 часов,
УП.04.Классический танец – 1023 часа,
УП.05.Народно-сценический танец – 330 часов,
УП.06.Подготовка концертных номеров – 658 часов;
ПО.02.Теория и история искусств:
УП.01. – Слушание музыки и музыкальная грамота – 131 час,
УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 66 часов,
УП.02.История хореографического искусства – 66 часов.
Вариативная часть расширяет и углубляет подготовку учащихся, определяемой
содержанием обязательной части, получение учащимися дополнительных знаний, умений
и навыков. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия
учащихся с присутствием преподавателя, составляет 20 процентов от объема времени
предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
За счет предусмотренных ФГТ часов вариативной части, возможно, увеличение
объём часов на учебные предметы обязательной части с целью углубления подготовки
учащихся. В учебном плане эти часы не суммируются, а в рабочей программе учебного
предмета указывается количество часов учебного предмета как сумма часов.
Количество часов вариативной части
определяется
учебным планом
и
утверждается ежегодно.
При формировании ДШИ вариативной части, учитываются исторические,
национальные и региональные традиции в области хореографического искусства, а также
имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогическим
работникам.
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусмотрен объем времени на самостоятельную работу учащихся. Объем времени на
10

самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определен с учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки учащихся не превышает 26 часов в неделю.
Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 14 часов
в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат
времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия учащихся в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях ДШИ.
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в
форме:
 групповых занятий численностью от 11 человек,
 мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек (по предмету
«Подготовка сценических номеров» - от 2-х человек, занятия с мальчиками по
учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец» от 3-х
человек),
 индивидуальных занятий.
К занятиям по учебным предметам «Подготовка сценических номеров» могут
привлекаться учащиеся из разных классов. Реализация данных учебных предметов может
проходить в форме совместного исполнения сценической работы с учащимися из разных
классов.
ДШИ может реализовывать
программу
«Хореографическое творчество» по
индивидуальным учебным планам, в том числе ускоренное обучение с учетом ФГТ. Право
на освоение программы по индивидуальному учебному плану имеют учащиеся, имеющие
достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению данной
программы со второго по седьмой классы включительно. В выпускные классы
поступление учащихся не предусмотрено.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается методическим
обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому
учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания
учащимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности ДШИ.
Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается
учебниками,
учебно-методическими
и
нотными
изданиями,
хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация
программы
«Хореографическое
творчество»
обеспечено
консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки учащихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям
по усмотрению ДШИ. Консультации проводятся рассредоточено или в счет резерва
учебного времени в следующем объеме: 166 часов при реализации ОП со сроком
обучения 8 лет. Консультационные часы оформляются в соответствии с Положением о
порядке оформления консультационных часов для обучающихся по дополнительным
предпрофессиональным программам в области искусств.
11

Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном
году. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу учащихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания
промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной
работой учащихся на период летних каникул.
ДШИ создает условия для взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, реализующими программы в области хореографического искусства, в том
числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих
кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций
по вопросам реализации программы «Хореографическое искусство», использования
передовых педагогических технологий.
Учебные планы являются неотъемлемой частью программы «Хореографическое
творчество», принимаются и утверждаются приказом ежегодно, и включены в
Приложение 1 данной образовательной программы.

12

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество»
Нормативный срок обучения – 8лет

ПО.01.УП.06.

2765-3260

Обязательная часть
Хореографическое
исполнительство
Танец
Ритмика
Гимнастика

3093

328

2765

2401

65

2336

65

130
130
65

Классический танец

1023

1023

330

330

658

658

Народно-сценический
танец
Подготовка
концертных номеров

130
130
130

11

12

13

14

15

16

8-й класс

328559

10

7-й класс

30933819

9

6-й класс

Структура и объем
ОП

8

5-й класс

7

4-й класс

6

3-й класс

5

2-й класс

4

Распределение по годам обучения

1-й класс

3

Экзамены

2

Промежуточна
я аттестация
(по учебным
полугодиям)2)

Зачеты, контрольные
уроки

Индивидуальные
занятия

ПО.01.УП.05.

Мелкогрупповые
занятия

ПО.01.УП.01.
ПО.01.УП.02.
ПО.01.УП.03.
ПО.01.УП.04.

Групповые занятия

ПО.01.

Аудиторные
занятия
(в часах)

Трудоемкость в
часах

1

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Самост
.
работа

Трудоемкость в
часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальная
учебная
нагрузка

17

Количество недель аудиторных занятий
32

33

33

33

33

33

33

33

Недельная нагрузка в часах

2,4
2,4
2,4
5…
-15
7…
-13
2,4…
-14


2
1

2
2
1

6…
-14























5

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

15
2

2

2

13

Теория и история
искусств
Слушание музыки и
ПО.02.УП.01.
музыкальная грамота
Музыкальная
литература
ПО.02.УП.02.
(зарубежная,
отечественная)
История
ПО.02.УП.03. хореографического
искусства
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум
предметным областям:
В.00.
Вариативная часть
В.01.
Гимнастика
Народно-сценический
В.02.
танец
Дополнительный
В.03.
предмет*
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с
учетом вариативной части:
Всего количество контрольных
уроков, зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации
К.03.01.
Танец
К.03.02.
Ритмика
К.03.03.
Гимнастика
ПО.02.

526

263

262

131

131

2,4,6

8

1

1

132

66

66

10

12





132

66

66

14

2927

328

263

1

1





11

11

11

11

2599

10

10





12

12

12

12













1

1

1

1

1

1

198

198

8

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2961

9

9

10

11

12

12

12

12

2961

11

11

11

12

13

13

14

14

29
-

1

8

263
65

166

1

8

263
65

328

1

2599

28

3289

1

166
4
4
4

8
Годовая нагрузка в часах
2
2
2

2
2
2
14

К.03.04.
К.03.05.
К.03.06.
К.03.07.
К.03.08.

К.03.09.
А.04.00.
ПА.04.01.
ИА.04.02.
ИА.04.02.01.

Классический танец
Народно-сценический
танец
Подготовка
концертных номеров
Слушание музыки и
музыкальная грамота
Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)
История
хореографического
искусства
Аттестация
Промежуточная
(экзаменационная)
Итоговая аттестация

Классический танец
Народно-сценический
ИА.04.02.02.
танец
История
ИА.04.02.03. хореографического
искусства
Резерв учебного времени

48

8

30
56
8

2

8

8

8

8

8

6

6



6

6

8



8

8

4

4

1

-

8

8

8

2

2

2

4



2



8
Годовой объем в неделях
7

1

1

1

1

1

1

2

2
1
0,5
0,5
8

1

1

1

1

1

1

1

1

Примечание к учебному плану
1. Занятия по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец» могут проводятся
раздельно с мальчиками и девочками.
2. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь
период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
15

программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим
образом:
«Гимнастика» - по 1 часу в неделю;
«Слушание музыки и музыкальная грамота» - по 1 часу в неделю;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» - по 1 часу в неделю;
«История хореографического искусства» - по 1 часу в неделю
* Реализация предмета вариативной части «Дополнительный предмет» осуществляется для учащихся желающих изучать предмет не
входящий в основной учебный план учащегося на основании «Порядка освоения учебных предметов, курсов, не входящих в осваиваемую
образовательную программу» утвержденного приказом от 29 мая 2020 г. № 18 на основании заявления родителей (законных представителей)

16

4. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 8
лет продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в
восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе
составляет 32 недели, со второго по восьмой классы - 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом
классе для обучающихся со сроком обучения 8 лет устанавливаются дополнительные
недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за
исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся
в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33
недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и
экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть
направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также
на освоение дополнительных профессиональных программ.
Календарный учебный график
является неотъемлемой частью программы
«Хореографическое творчество», принимается и утверждается приказом ежегодно, и
включен в Приложение 2 данной образовательной программы.

16

Примерный график образовательного процесса
по дополнительной предпрофессиональной программе
в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Срок обучения – 8 лет
1. График учебного процесса

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

III

III
ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

32
33
33
33
33
33
33
33
263

1
1
1
1
1
1
1
7

1
1
1
1
1
1
1
1
8

2
2

Каникулы

=

17

Всего

=

=

Каникулы

=

=

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая
аттестация

=

э
э
э
э
э
э
э

Аудиторные занятия

4 – 10

11 – 17

20 – 26

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

26.01 – 1.02

24 – 31

=

17 – 23

=

3–9

=

10 – 16

=

20 – 26

=

27.07 – 2.08

=

6 – 12

=

13 – 19

=

Август

=
=
=
=
=
=
=

р
р
р
р
р
р
р
р

=
=
=
=
=
=
=
=

Июль

22 – 28

=

Июнь

29.06 – 5.07

=

=

Май

15 – 21

=

=

Апрель

1–7

=

Март

8 – 14

=

=

12 – 18

22 – 28

5 – 11

=

Февраль

25 – 31

=
=
=
=
=
=
=
=

Январь

29.12 – 4.01

15 – 21

1–7

8 – 14

Декабрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

20 – 26

27.10 – 2.11

6 – 12

Ноябрь

18 – 24

1
2
3
4
5
6
7
8

13 – 19

22 – 28

Октябрь

29.09 – 5.10

8 – 14

15 – 21

1–7

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

18
17
17
17
17
17
17
4
124

52
52
52
52
52
52
52
40
404

5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой
частью программы «Хореографическое творчество», разработанной педагогическим
коллективом ДШИ, и включены в Приложение 3 данной образовательной программы.
Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру
Перечень программ учебных предметов по предметным областям:
ПО.01 Хореографическое исполнительство
ПО.01. УП.01.Танец
ПО.01. УП.02.Ритмика
ПО.01. УП.03.Гимнастика
ПО.01. УП.04.Классический танец
ПО.01. УП.05.Народно-сценический танец
ПО.01. УП.06.Подготовка концертных номеров
ПО.02.Теория и история искусств
ПО.02. УП.01. Слушание музыки и музыкальная грамота
ПО.02.УП.02. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
ПО.02. УП.02. История хореографического искусства
В.00. Вариативная часть:
В. 01. Гимнастика
В.02. Народно-сценический танец
6. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧАЩИМИСЯ
Оценка качества реализации программы «Хореографическое творчество» включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ДШИ могут использоваться
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, зачеты,
контрольные просмотры, концертные выступления. Текущий контроль успеваемости
учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных
работ, устных опросов, просмотров сценических работ, театральных постановок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
ДШИ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработаны с
учетом ФГТ. ДШИ разработало критерии оценок промежуточной аттестации и текущего
контроля успеваемости учащихся. Для аттестации учащихся созданы фонды оценочных
средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля,
18

позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных
средств разработаны и утверждены Педагогическим советом ДШИ (Приложение 4).
Фонды оценочных средств полно и адекватно отображают ФГТ, соответствуют
настоящей программе, ее целям и задачам программы, а также учебному плану. Фонды
оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником
знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области хореографического искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по
каждому изучаемому учебному предмету. Оценки учащимся могут выставляться и по
окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются ДШИ
самостоятельно на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Классический танец;
2) Народно-сценический танец;
3) История хореографического искусства.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания,
умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
 знание основных исторических периодов развития хореографического искусства во
взаимосвязи с другими видами искусств;
 знание профессиональной терминологии, хореографического репертуара;
 умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
 навыки музыкально-пластического интонирования;
 навыки публичных выступлений;
 наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной
задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и
выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено индивидуальное
отношение к материалу для достижения наиболее убедительного воплощения
художественного замысла. Выявлено свободное владение материалом, объём знаний
соответствует программным требованиям.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении поставленной
задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда учеником
демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное
отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.
Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного
задания. Учащийся в целом обнаружил понимание материала.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного
минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся демонстрирует
ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания.
Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется
осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает недостаточное
владение техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении
отдельных тем.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки
и плохое владение материалом. Выявлены значительные пробелы в усвоении темы.
19

7. ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Реализация программы «Хореографическое творчество» предусматривает
разработку и выполнение программы (планов) творческой, методической,
просветительской деятельности, которые принимаются педагогическим советом детской
школы искусств. Данные виды деятельности являются неотъемлемой составляющей
образовательного процесса и определяют высокий статус детской школы искусств как
культурно-образовательного центра.
Данные виды деятельности имеют следующее содержание.
Творческая деятельность – создание, воплощение и интерпретация
художественных образов посредством проведения творческих мероприятий (конкурсов,
фестивалей, концертов, мастер-классов, творческих вечеров, олимпиад, выставок,
театрализованных представлений и др.) с участием обучающихся и педагогических
работников детской школы искусств.
Творческая деятельность может осуществляться как самой детской школой
искусств, так и с привлечением профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования, а также учреждений культуры.
Детская школа искусств обеспечивает участие обучающихся в конкурсах,
фестивалях, олимпиадах, выставках, мастер-классах, творческих школах, смотрах и
других мероприятиях, организуемых как в самой детской школе искусств, так и за ее
пределами с учетом мнения преподавателей, которые определяют наиболее эффективный
путь развития творческих способностей обучающихся.
Просветительская деятельность – приобщение граждан страны к ценностям
культуры через различные формы детского творчества, популяризация художественного
образования среди населения, проведение для обучающихся детской школы искусств
комплекса мероприятий с целью их художественно-эстетического воспитания и
образования, в том числе посещение учреждений культуры – театров, выставочных залов,
филармоний, музеев и других.
Просветительство – одна из форм распространения знаний, наиболее доступная
самому широкому кругу слушателей и зрителей. Особенностью просветительской
деятельности детской школы искусств является ее направленность на различные
категории слушателей и зрителей. При этом в просветительской деятельности определена
особая роль обучающихся – как носителей культурных традиций и просветительских идей
(путем участия в многочисленных фестивальных, выставочных мероприятиях) - с одной
стороны, и как субъектов образовательного процесса, получающих в процессе освоения
образовательной программы новые знания, - с другой стороны.
Просветительство является одним из значимых, необходимых для социума видов
деятельности детской школы искусств.
Методическая деятельность в детской школе искусств направлена на сохранение
и развитие лучших традиций отечественной школы художественного образования,
изучение, обобщение, освоение и передачу педагогического опыта, обеспечивающего
качественную реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области
искусств.
Методическая деятельность в детской школе искусств имеет следующее
содержание:
 разработка и совершенствование образовательной программы;

20










организация работы методической службы детской школы искусств, отделов и
иных аналогичных структур по обмену и распространению лучшего
педагогического опыта;
разработка локальных нормативных актов, регламентирующих организацию
образовательного процесса, создание программно-методических комплексов,
обеспечивающих учебный процесс;
оказание методической помощи и поддержки педагогическим работникам, в том
числе в подготовке к аттестации;
организация методических мероприятий как внутри детской школы искусств, так и
за ее пределами (конференций, семинаров, практикумов, круглых столов, мастерклассов, открытых уроков), в том числе проводимых совместно с другими
образовательными
организациями
(детскими
школами
искусств,
профессиональными образовательными организациями, организациями высшего
образования);
контроль и оценка качества программно-методической документации, организация
экспертизы
(рецензирования)
и
подготовка
программно-методической
документации к утверждению;
анализ и оценка мероприятий по обновлению содержания образования,
инновационных форм, методов, приемов, средств обучения;
обеспечение педагогических работников информацией, необходимой для решения
профессиональных задач и самообразования.

Требования к методической деятельности, порядок оценки ее результатов
определяются локальным нормативным актом детской школы искусств.
Мероприятия творческой, методической и просветительской деятельности ежегодно
включаются в план работы детской школы искусств.

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».