Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 3
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество»
срок реализации – 8 лет
Предметная область
ПО.02. Теория и история искусств
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
(ПО.02.УП.01.)
п. Саперное 2024 г.
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
Протокол от 26 августа 2024 г. № 1
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
от 26 августа 2024 г. № 18
Разработчик:
Волынец Марина Валерьевна,
заместитель директора по учебной-воспитательной работе,
преподаватель теоретических дисциплин и концертмейстер,
высшая квалификационная категория
Рецензент:
Шевченко Рауя Рашитовна
заведующая хореографическим отделением,
высшая квалификационная категория
Рецензент:
Фатхуллин Рустэм Саматович
Зав. методическим объединением преподавателей
хореографических отделений школ искусств Призерского
района, высшая квалификационная категория
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Учебно-тематический план;
Годовые требования по классам;
Требования к уровню подготовки обучающихся
III.
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
V.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям;
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
VI.
Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов
Учебная и методическая литература;
Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера
2
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»
разработана на основе примерных учебных программ рекомендованных Министерством
культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» имеет художественноэстетическую направленность, ориентирован на воспитание гармонично и всесторонне
развитой личности, интегрированной в систему мировой и отечественной музыкальной и
хореографической культуры. Изучение курса данного предмета помогает выявлению
наиболее творчески одарённых детей и подготовки их к поступлению в средние
специальные хореографические учебные заведения. Предмет «Слушание музыки и
музыкальная грамота» занимает важное место в системе предметов, формирующих
художественно-эстетическое восприятие искусства и явлений окружающего мира,
способствует развитию эмоциональной сферы, образного и интеллектуального мышления.
Данный предмет является основой для дальнейшего изучения теоретических и
исторических предметов, формирования музыкально-теоретического кругозора,
необходимым условием профессионального развития на занятиях ритмикой, народносценическим и классическим танцем.
Особенностью предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» является
соединение на занятиях двух видов учебной деятельности: освоение музыкальной
грамоты и слушание музыки.
Срок реализации учебного предмета
Программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на
четыре года обучения в рамках 8-летнего срока, с 1 по 4 класс.
По 8-летней программе занятия проходят один раз в неделю по 1 часу.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения, на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
8 лет
262
131
131
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота»
проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме или групповой (от 11 человек).
Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут со 2 по 4 класс, 30 минут в 1
классе.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе
дифференцированный и индивидуальный подходы.
3
Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на
основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие
музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области
музыкального искусства.
Задачами предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются:
обучение основам музыкальной грамоты;
развитие у обучающихся навыков восприятия музыкальных произведений;
формирование образного мышления, необходимого для развития творческой
личности;
создание необходимой теоретической базы для понимания обучающимися связи
музыкального и хореографического искусства;
формирование целостного представления об исторических путях развития
народной музыкальной культуры в песенном и танцевальном жанрах;
формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать
музыкальные произведения;
эстетическое
воспитание
учащихся
средствами
музыкального
и
хореографического искусства.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному,
инициативному и творческому освоению учебного материала);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются
наиболее продуктивными
при организации учебного процесса и основаны на
проверенных методиках и многолетнем опыте.
4
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью
(досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными
пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается
современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и
прослушивания музыкальных произведений.
Помещения для проведения учебных занятий должны быть звукоизолированы.
Успешному освоению обучающимися данной программы способствует использование
аудио- и видеоматериалов. Реализация программы обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей,
формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Нормативный срок обучения - 8 лет. Срок обучения по программе – 4 года
Распределение по годам обучения
Год обучения
1
2
3
4
Класс
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
1
2
3
4
32
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
1
1
1
1
Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам)
32
32
32
32
33
33
66
66
2
2
Общее количество часов на аудиторные занятия
Общее кол-во часов на самостоятельную работу (по годам)
131
32
33
Общее количество часов на самостоятельную работу
Общее максимальное количество часов по годам
131
64
66
Общее максимальное кол-во часов на весь период обучения
Объем времени на консультации (по годам)
Общий объем времени на консультации
262
2
2
8
Учебно-тематический план
5
Наименование раздела, темы
№
п\п
Слушание музыки
(Музыкальнопознавательные
сведения)
Музыкальная грамота
(Мзыкально-теоретические
сведения)
Вид
учебного
занятия
Общий объём времени
(в часах)
Само- АудиМакс.
стоят.
тор.
учеб.
рабо- занянагр.
та
тия
1 КЛАСС
4.
5.
Что такое музыка
Три кита в музыке
Что можно изобразить
музыкой
Экскурсия в зоопарк
Кто такой композитор
6.
О песнях
7.
О танцах
8.
Время суток
9.
Времена года. Осень,
зима
1.
2.
3.
10.
11.
12.
13.
14.
Чувства и настроения
в музыке
Как передать характер
в музыке.
Музыка цветов
Принцесса на балу.
Вальс
Времена года. Весна,
лето
15.
Какого цвета звук
16.
Рисуем музыку
Как записывается музыка
Нотный стан
Урок
Урок
4
4
2
2
2
2
Ноты
Урок
6
3
3
Урок
Урок
Урок,
практикум
4
2
2
1
2
1
4
2
2
Урок
4
2
2
Урок
4
2
2
Урок
5
3
2
Урок,
практикум
4
2
2
Урок
5
3
2
Урок
Урок,
практикум
Урок,
практикум
Лабораторн
ая
Лабораторн
ая
4
2
2
6
3
3
4
2
2
3
1
2
1
-
1
Ритм. Четвертные ноты
Учимся писать ноты
Высотность звука.
Регистры
Что такое темпы. Восьмые
ноты
Скрипичный ключ
Нота «соль». Пишем.
Хлопаем четверти и
восьмые
Мажор, минор
Нота «ля». Пишем
Нота «си». Звукоряд
Понятие такта, сильной и
слабой доли.
Устойчивые и
неустойчивые звуки
32 часа
2-й КЛАСС
1.
Рисуем музыку
2.
3.
4.
Громко - тихо
Что такое мелодия
Что такое
аккомпанемент
Вода, земля, огонь
Что такое
музыкальные
инструменты.
Клавишные
инструменты
5.
6.
Повторение пройденного
материала
Оттенки в музыке
Фраза
Аккорды
Урок
4
2
2
Урок
Урок
4
4
2
2
2
2
Урок
4
2
2
Паузы
Урок
6
3
3
Размер в музыке
Урок
6
3
3
6
7.
8.
9.
10.
Идем в филармонию
Сказка в музыке
Фантастические
персонажи в музыке
Музыка в
мультфильме
Инструменты
симфонического оркестра
Оттенки в музыке.
Усложняем понятие
Целая и половинная ноты
Пауза
Урок
12
6
6
Урок
12
6
6
Урок
6
3
3
Урок
8
4
4
33 часа
3-й КЛАСС
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Что такое фольклор
Русский народный
танец
Оркестр русских
народных
инструментов. Его
возможности
Человеческий голос –
музыкальный
инструмент
Жанры вокальной
музыки
Идем в оперу
Тембры человеческих
голосов
Джазовый, эстрадный
оркестр
Идем смотреть балет
Нота с точкой
Пунктирный ритм
Урок
4
2
2
Урок
4
2
2
Затакт
Урок
8
4
4
Триоли
Урок
4
2
2
Урок
8
4
4
Урок
8
4
4
Урок
6
3
3
Урок
8
4
4
Урок
16
8
8
Синкопа
Сложные размеры
Считаем музыкальные
размеры
Переменный размер
Работа над определением
размеров
33 часа
4-й КЛАСС
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Соната, симфония,
концерт
Особенности строения
звукоряда у различных
народов
Сонатная форма – основа
классической музыки
Роль ритма и его сложность
в танцах Испании,
Венгрии, Грузии
Буквенные обозначения
нот. Расшифровка баса в
песенных сборниках
Септаккорды, их
выразительные
возможности
Использование тембров инструментов
симфонического оркестра для создания ярких
танцевальных образов в русской и зарубежной
балетной музыке
Жанры современной музыки и музыкального театра
Урок
24
12
12
Урок
16
8
8
Урок
4
2
2
Урок
4
2
2
Урок
8
4
4
Урок,
практикум
10
5
5
33 часа
7
Годовые требования по классам
Данная программа носит интегрированный характер, выполняя главную задачу
предмета - освоение обучающимися теоретических знаний и практических умений,
являющихся основой для формирования художественно-эстетического восприятия
музыкальных произведений и понимания законов их строения, необходимых для наиболее
полного раскрытия творческого потенциала обучающихся на занятиях хореографическими
предметами.
Теоретическая часть предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» тесно
связана со структурой и темами предмета «Ритмика».
Изучение теоретических положений необходимо для осознанного восприятия
формирующих содержательных компонентов музыкальных произведений. Понятие о
средствах музыкальной выразительности, о характере звучания разных групп и
инструментов симфонического оркестра помогут учащимся понимать и выражать характер
музыки в хореографических образах.
Важная составляющая практической части - аудио и видео ознакомление с
шедеврами мировой и русской балетной музыки, а также с образцами музыкальнотанцевальной культуры народов России и основных европейских этнических групп.
Теоретические знания по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» даются с
учётом специфики обучения на хореографических отделениях ДШИ, диктующие особое
внимание метро-ритмическому воспитанию. С первых занятий особое значение уделяется
умению осознанно воспринимать ритмические рисунки в простых размерах и запоминать
мелодию, слышать сильную долю, определять количество долей в такте и т.д.
Приобретение вокально-интонационных навыков, воспитывающих мелодический слух,
освоение понятий о средствах музыкальной выразительности помогут учащимся точнее
передавать характер музыки в движениях.
1 класс (1-й год обучения)
Главной задачей первого года обучения является ознакомление учащихся с такими
понятиями как лад, темп, регистр, музыкальная фраза и т.д.
Особое значение придается работе над умением слышать сильную долю,
определять количество долей в такте, осознанно воспринимать ритмические группы в
простых размерах.
К основным методам усвоения материала относятся слушание музыки,
определение на слух элементов музыкального языка, письменное воспроизведение
элементарных компонентов музыкальной грамоты.
2 класс (2-й год обучения)
Продолжается работа над понятиями выразительных средств в музыке.
Начинается изучение такого огромного пласта, как музыкальные инструменты. В этом
классе мы знакомимся с клавишными инструментами и с инструментами симфонического
оркестра
Продолжение работы над правильным восприятием метро-ритма.
3 класс (3-й год обучения)
Изучение сложнейшего музыкального инструмента – человеческого голоса.
Знакомство с понятием – «музыкальный театр».
8
В плане теории: Изучение составных размеров, синкопы и т.д.
4 класс (4-й год обучения)
На пути воспитания танцевальной выразительности учащихся большая роль
отводится испанской, венгерской, грузинской ритмопластике, к изучению которой
приступают в 4 классе. С этими музыкально-танцевальными культурами тесно связано
изучение и закрепление знаний о видах минора, синкопе, триолях и других понятиях.
К четвертому классу учащиеся накапливают определенный багаж знаний из
области музыкальной культуры, который позволяет обратиться к сфере чисто
инструментальной музыки. Происходит знакомство с жанрами симфонии, сонаты,
концерта, квартета.
Своеобразие тембрового звучания инструментов симфонического оркестра в
создании танцевальных характеров в русской и зарубежной оперной и балетной музыке.
Особенности тембрового звучания инструментов симфонического оркестра в
создании танцевальных характеров в русской оперной и балетной музыке.
III. Требования к уровню подготовки учащихся
знание специфики музыки как вида искусства;
знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение
музыкального произведения);
умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
умение
пользоваться
музыкальной
терминологией,
актуальной
для
хореографического искусства;
умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и
мелодику несложных музыкальных произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная
грамота» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию
обучающегося в конце учебного года в 4 классе – по программе 8-летнего обучения.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную
и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на
всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться
тестирование, олимпиады, викторины.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
9
График и форму проведения промежуточной аттестации по данному предмету
образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.
По завершении изучения предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»
проводится промежуточная аттестация в виде зачета, выставляется оценка, которая
заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Критерии оценки
По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
По окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в
форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на
какую-либо тему, тестов, интеллектуальных игр.
Оценка
Критерии оценивания
5 («отлично»)
полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном
этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка отражает ответ с небольшими недочетами
3 («удовлетворительно»)
ответ с большим количеством недочетов, а именно: не
раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении
теоретического материала
2 («неудовлетворительно»)
комплекс
недостатков,
являющийся
следствием
отсутствия домашней подготовки, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения
и навыки.
Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений
каждого учащегося по данной теме.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым
опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание
музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально-танцевальному
искусству.
Методику работы по программе должны определять возрастные особенности
обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог
должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу,
развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.
10
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала,
должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть
повторение пройденного в классе материала, прослушивание музыкального произведения
или просмотр видеоматериала. А также творческое задание, заключающееся в анализе
произведения.
Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с
программными требованиями.
Кроме того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение
учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих
мероприятиях и просветительской деятельности.
VI. Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов
Учебная и методическая литература
1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов музыкальных школ. «Композитор»,
СПб, 1994
2. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота под редакцией
А.Островского,1980
3. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? М., Музыка, 1985
4. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 3-е
– Калининград, Музыка, 1975
5. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006
6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989
7. Далматов Н.А. Музыкальная грамота и сольфеджио. «Музыка», М., 1965
8. Жак-Далькроз Э. Ритм. «Классика – XXI», 2002
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта, Санкт-Петербург,
1997
10. Музыкальный словарь Гроува. «Практика», М., 2001
11. Прозорова А.Н. Первые шаги в мир музыки. М., Терра-книжный клуб, 2005
12. Ушпикова Г. Слушание музыки. Для 1-3 кл. СПб, 2008
13. Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта. «Композитор», СПб,
1995
14. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -Музыка, 1988
15. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и
ДШИ». Методические рекомендации, 1998
16. Широков А. «Музыка русского народного танца». «Советский композитор», М., 1998
17. Шорникова М. Музыка, ее формы и жанры. Учебное пособие для ДМШ. Феникс,
Ростов-на-Дону, 2009
Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера
1. «Тщетная предосторожность»
2. «Сильфида»
3. «Жизель»
11
4. «Эсмеральда»
5. «Спящая красавица»
6. «Лебединое озеро»
7. «Щелкунчик»
8. «Петрушка»
9. «Жар-птица»
10. К. Сен-Санс «Умирающий лебедь»
11. «Красный мак» (фрагменты)
12. «Пламя Парижа» (фрагменты)
13. «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)
14. «Ромео и Джульетта»
15. «Золушка»
16. «Каменный цветок» (фрагменты)
17. телевизионный балет «Анюта»
18. из серии выпусков «Мастера русского балета»
19. видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова,
И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина и
др.
20. видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей;
Видеозаписи концертных номеров:
1. Государственного ансамбля народного танца им. И.А. Моисеева;
2. Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»;
3. Государственного хора имени М. Пятницкого;
4. Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.
Александрова;
5. Видеозаписи концертных номеров из репертуара театра танца «Гжель».
12