.

9. УП История хореографического искусства

Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 3
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество»
срок реализации – 8 лет

Предметная область
ПО.02. Теория и история искусств

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО
ИСКУССТВА
(ПО.02.УП.03.)

п. Саперное 2024 г.

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
Протокол от 26 августа 2024 г. № 1

Разработчик:

«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
от 26 августа 2024 г. № 18

Волынец Марина Валерьевна,
заместитель директора по учебной-воспитательной работе,
преподаватель теоретических дисциплин и концертмейстер,
высшая квалификационная категория

Рецензент:

Шевченко Рауя Рашитовна
заведующая хореографическим отделением,
высшая квалификационная категория

Рецензент:

Фатхуллин Рустэм Саматович
Зав. методическим объединением преподавателей
хореографических отделений школ искусств Призерского
района, высшая квалификационная категория

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
 Срок реализации учебного предмета;
 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
 Форма проведения учебных аудиторных занятий;
 Цель и задачи учебного предмета;
 Обоснование структуры программы учебного предмета;
 Методы обучения;
 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
 Сведения о затратах учебного времени;
 Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
 Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
 Методические рекомендации педагогическим работникам;
 Рекомендации по использованию методов организации и реализации
образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и
практической подготовки;
 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
 Список основной литературы;
 Список дополнительной литературы;
 Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров

2

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «История хореографического искусства»
разработана на основе примерных учебных программ рекомендованных Министерством
культуры РФ под редакцией И.Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет «История хореографического искусства» направлен на:
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
хореографического искусства.
Учебный
предмет
«История
хореографического
искусства»
является
основополагающим
в
формировании
мировоззрения
учащихся
в
области
хореографического искусства, опирается на знания основных этапов развития
хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основных
отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох,
его стилей и направлений, закрепляет знания балетной терминологии, знакомит с
творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.
Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства»
предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с
высшими достижениями мировой музыкальной и хореографической культуры.
Предмет «История хореографического искусства» является логическим завершением
предметов области «Теория и история искусств» и тематически продолжает предметы
«Слушание музыки и музыкальная грамота» и «Музыкальная литература».
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по 8-летней
образовательной программе 7 и 8 классы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию предмета «История хореографического искусства»:
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

8 лет
132
66
66

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые (4-10 учеников),
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
3

Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе
приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического
искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в
профессиональные учебные заведения.
Задачи:
 формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его
содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного
театра;
 формирование представления о значении хореографического искусства в целом
для мировой музыкальной и художественной культуры;
 ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
 изучение истоков танцевального искусства и его эволюции;
 знакомство с особенностями хореографического искусства различных культурных
эпох;
 изучение этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
 ознакомление с образцами классического наследия балетного репертуара;
 овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
 формирование представления о художественных средствах создания образа в
хореографии;
 систематизация информации о творчестве крупнейших балетмейстеров на разных
этапах развития хореографического искусства;
 формирование
знания
принципов
взаимодействия
музыкальных
и
хореографических выразительных средств;
 формирование первичных аналитических навыков по восприятию произведений
хореографического искусства;
 формирование умения работать с учебным материалом;
 формирование навыков диалогического мышления;
 овладение навыками написания докладов, рефератов.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
4

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких
предметных областей);
 диалогический;
 инструктивно-практический (работа с документальным материалом);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 информационно-обобщающий (доклады, рефераты).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История
хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим
оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и
оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается
современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и
прослушивания музыкальных произведений.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения
Год обучения

1

2

Класс
Продолжительность учебных занятий (в неделях)

7

8

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам)

33

33

Общее количество часов на аудиторные занятия
Общее ко-во часов на самостоятельную работу (по годам)

66
33

Общее количество часов на самостоятельную работу
Общее максимальное количество часов по годам

66
66

Общее максимальное кол-во часов на весь период обучения
Объем времени на консультации (по годам)
Общий объем времени на консультации

33
66
132

2

2
4

5

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с
учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью
их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам. Консультации проводятся с
целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения.
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В
случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу учащихся и методическую работу
преподавателей.
Требования по годам обучения
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения
учебного материала.
Содержание учебного предмета «История хореографического искусства» раскрывает
следующие темы:
 история формирования, преемственность и закономерности развития зарубежной и
отечественной хореографии;
 творческая деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков;
 произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.
1-й год обучения (7 класс)
Тематический план
№
п\п

Наименование раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объём времени (в
часах)
Максимальн
ая учебная
нагрузка

Самостояте
льная
работа

Аудитор
ные
занятия

Лекция

2

-

2

Урок

4

2

2

Урок

3

1

2

Урок

3

1

2

Семинар,
урок

9

5

4

Урок

5

2

3

1. Становление хореографии как вида искусства.
Зарождение балета как особого вида театрального искусства

1
2
3

4

5
6

Введение. Выразительный язык танца,
его особенности. Первобытнообщинный
строй и происхождение танца
Танцевальная культура древних
цивилизаций: Египта, Греции, Рима.
Эпоха рыцарства и ее танец (романская
культура). Начало отделения народного
танца и танца в бальном зале.
Готичекий стиль в искусстве: кружево в
архитектуре, новое в костюме и танце.
Тесная связь костюма и стиля танца в
бальном зале
Эпоха Возрождения. Становление танца,
как вида театрального искусства
Зарождение балетного театра в Италии.
Французский балет в XVII веке.
Творчество П. Бошана, Ж.-Б. Люлли,

6

Мольера.
Влияние Просвещения на балетный
театр XVIII века: реформатор балетного
7
Урок, сем.
6
театра Ж.-Ж. Новерр, балет в Италии,
Вигано.
Танцевальная культура России до реформ
8 Петра I. Явление скоморошества –
Урок
2
начало профессионализации театра.
Развитие танцевального искусства в
9 России XVIII века. Первые театральные
Урок
2
школы и балетные труппы.
2. Бальный танец
Развитие бального танца от
1
Лекция
2
средневековья до конца XVIII века.
Балы XIX века (музыка, костюм,
Урок,
2 прическа). Смена музыкальных и
4
практикум
танцевальных стилей. Танцмейстер.
Бальный танец первой половины XX
3 века. Латиноамериканский танец и его
Урок
4
влияние на развитие бального танца
Современный бальный танец и его
4 особенности. Превращение бального
Семинар
6
танца в спортивный. Чемпионаты.
3. Закрепление за балетом понятия особого вида театрального искусства
Урок,
1 Романтизм в балете.
8
практикум
Рождение русской школы классического
Лекция
2
6
танца.
Подготовка к промежуточной аттестации
ИТОГО
66

3

3

1

1

1

1

1

1

3

1

2

2

2

2

4

4

3

3

2
33

33

Содержание учебного предмета
Раздел 1
Становление хореографии как вида искусства
1.1. Первобытнообщинный строй и происхождение танца.
Введение. Выразительный язык танца, его особенности. Музыкальнохореографический образ. Ритм, как основа танца. Праздник удачной охоты. Обрядовые
танцы языческих племен. Шаманы – первые хореографы.
1.2. Танцевальная культура Древнего Египта и Античного мира.
Египетские акробаты. Первая классификация танцев. Античная архитектура.
Античный костюм. Театр в Древней Греции. Танец впервые является театральным
действом. Обогащение танца актёрской игрой: искусство пантомимы в Др. Риме.
1.3. Эпоха рыцарства и ее танец (романская культура).
Массивная архитектура. Тяжелые латы. Объемный тяжелый костюм. Рыцарский
танец соответствует стилю эпохи. Разные роли мужчины и женщины в танце.
1.4. Культура готической эпохи. Новое в костюме. Связь костюма и стиля танца в
замке феодала.
Народный и придворный танец все более отдаляются друг от друга. Изменения в
костюме. «Расширение» репертуара дворянских балов.

7

1.5. Эпоха Возрождения. Становление танца, как особого вида театрального
искусства.
Интенсивная театрализация танца в Италии. Танцмейстеры. Окончательное
формирование бального и придворного танцев. Появление танцевальных сюжетных
сценок; фигурного и изобразительного танцев; конного балета. Первый балетный
спектакль при дворе Екатерины Медичи.
1.6. Зарождение балетного театра в Италии. Французский балет в XVII веке.
Творчество П. Бошана, Ж.-Б. Люлли, Мольера.
Превращение придворного балета в сценическое действо с декорациями. Появление
определенных правил для исполнения танца. Учреждение французских королевских
Академий музыки и танцевального искусства. Образование Опера де Пари. Пьер Бошан и
основы классического экзерсиса. Их эстетическая и анатомическая оправданность. Выход
на балетную сцену женщин.
1.7. Влияние эпохи Просвещения на театральное искусство. Балетный театр Италии
XVIII века. Вигано. Ж.-Ж. Новерр и его «Письма о танце».
Выдающиеся танцовщики, подготовившие своим творчеством реформу балета:
Л.Дюпре, О.Вестрис, балерины М.Камарго, М.Салле. Обоснование Ж.Ж.Новерром
самостоятельности балетного театра, его отделение от оперы и драмы. «Письма о танце».
Развитие форм многоактного балета, сольного и ансамблевого танца. Требования
художественного единства всех компонентов балетного спектакля. Окончательное
закрепление женщины на балетной сцене.
1.8. Танцевальная культура России до XVIII века. Явление скоморошества. Отличие
связей между народным и салонным танцем в Европе и России. Особенности развития
народного танца в России. Языческая культура славянства. Праздники Масленицы и Ивана
Купала. Роль танца в этой культуре и праздниках. Задорные пляски и лирические
хороводы. Классификация русского народного танца. Откуда пошёл сложный сольный
русский народный мужской танец. Скоморохи – первые профессиональные танцоры на
Руси. Классификация скоморошества.
1.9. Развитие искусства танца в России XVIII века. Первые театральные балетные
труппы и школы.
Тесная связь в танцевальной культуре боярских палат и крестьянской горницы.
Танцевальная культура в среде русского дворянства до реформ Петра. Петровские
ассамблеи.
Раздел 2
Бальный танец
2.1. Развитие бального танца.
Развитие придворного танца от раннего средневековья до конца XVIII века.
Увеличение танцевальных наименований. Усложнение и эстетизация движений в
придворном танце. Взаимопроникновение национальных особенностей бальных танцев.
2.2. Балы XIX века (музыка, костюм, прическа).
Изысканность и балетизация бального танца. Народные истоки. Полонез, краковяк,
мазурка, вальс и т.д.
2.3. Бальный танец первой половины XX века. Латиноамериканский танец и его
влияние на развитие бального танца.
Развитие танцевальной культуры в испанских и португальских колониях Американского
континента. Влияние индейской культуры. Новая Буржуазная аристократия диктует новую
моду на танцы. Бальный танец выходит на эстрадные подмостки. Утверждение степа, как
вида сценического хореографического искусства, его проникновение в бальный танец.
2.4. Современный бальный танец и его особенности. Превращение бального танца в
спортивный. Чемпионаты.

8

Окончательное формирование на основе светского бального танца бального танца
профессионального. Международные соревнования по бальному танцу. Жанры бального
танца.
Раздел 3
Становление балета как особого вида
театрального искусства
3. 1. Романтизм в балете.
Романтизм – художественное направление в искусстве конца XVIII – первой
половины XIX века. Основные черты. Творчество Мари Салле, Мари Камарго, Фанни
Эльслер. Социальные, драматические мотивы в творчестве Ж.Ж.Перро. Связь с
современной литературой. Вершины романтического балета «Сильфида» Х.Левеншелля,
«Жизель» А.Адана, «Эсмеральда» Ч.Пуни. Выразительные средства романтического
балета, его влияние на дальнейшее развитие мировой хореографии.
3. 2. Рождение русской школы классического танца.
Придворный театр Алексея Михайловича, первые балетные представления. Бытовая
хореография при Петре I. Зарождение танцевальной школы в России в недрах казенных
учебных заведений (Шляхетский
корпус,
деятельность
Ланде),
открытие
профессиональных школ в Петербурге и Москве. Придворные балетные представления,
открытие публичных театров в Петербурге и Москве. Деятельность мастеров европейского
балета в России. Особенности русского романтизма. Екатерина Санковская, Елена
Андреянова.
2-й год обучения (8 класс)
Тематический план
№
п\п

Наименование раздела, темы

Вид
учебного
занятия

Общий объём времени (в часах)
Максимальная
учебная
нагрузка

Самостоятель
ная работа

Аудиторные
занятия

4. Становление балета как особого вида театрального искусства
1

2

Особенности развития русского
балета. Итальянцы и французы на
службе русской Терпсихоры.
Мариус Петипа. Симфонические
балеты П. И. Чайковского.

Лекция

2

1

1

Урок,
практикум

7

4

3

6

3

3

7

4

3

5

2

3

4

2

2

9

4

5

5. Искусство танца с начала xx века до наших дней
Тенденции в развитии танца в 1-й
1 четверти XX века. «Русские сезоны»
Урок
С.Дягилева
Основные черты советского балета.
Две школы: московская и
Лекция,
2
ленинградская. Есть ли между ними
семинар
разница.
Л.Лавровский. «Ромео и
Джульетта», «Золушка» – новое
3
Урок
слово в искусстве балета. Советский
драмбалет.
Советские хореографы середины XX
4
Урок
века.
5 Ю. Н. Григорович.
Урок,

9

практикум
6
7
8

9

10

Основные тенденции развития
балетного театра в Европе и
Америке
Творчество Мориса Бежара – особая
страница европейского балета.
Танец в мюзикле. Музыкальный
Голливуд.
Превращение народного танца в
профессиональный вид искусства.
Создание И. А. Моисеевым первого
в мире ансамбля народного танца.
Национальные школы народного
танца.

Урок,
практикум
Урок,
практикум
Урок,
семинар
Урок

ИТОГО

6

3

3

6

3

3

4

2

2

6

3

3

4

2

2

66

33

33

Содержание учебного предмета
Раздел 4
Становление балета как особого вида
театрального искусства
4. 1. Особенности развития русского балета. Итальянцы и французы на службе
русской Терпсихоры.
Придворные балетные представления, открытие публичных театров в Петербурге и
Москве. Деятельность мастеров европейского балета в России. Особенности русского
романтизма. Екатерина Санковская, Елена Андреянова.
4. 2. Мариус Петипа. Симфонические балеты П. И. Чайковского.
Творчество М. Петипа в России. Роль балетов П.Чайковского в укреплении русской
национальной балетной школы. Творческая встреча П.Чайковского с М.Петипа.
«Симфонизация» балетной музыки. Л.Иванов и пластическая симфония «лебединых»
картин. Характеристика каждого балета П.Чайковского.
Раздел 5
Искусство танца с начала XX века до наших дней
5.1. Тенденции в развитии танца в 1-й четверти XX века. «Русские сезоны»
С.Дягилева.
Общая характеристика стиля «модерн» в различных видах искусства. Метания в
искусстве хореографии. Творчество и школа Айседоры Дункан.
Сергей Дягилев – гениальный менеджер и продюсер. Европейская слава русского
балета. М.Фокин – эпоха русского дореволюционного балета. «Шопениана», «Жар-птица»,
«Петрушка», «Половецкие пляски». Знамя «Русских сезонов» - «Лебедь». Звезды
«Русских сезонов»: А.Павлова, В.Нижинский, Т. Карсавина. Художественное оформление:
Л.Бакст, К. А. Коровин.
5.2. Основные черты советского балета. Две школы: московская и ленинградская.
Есть ли между ними разница.
Советский балет – наследник и продолжатель школы русского балета. «Красный
мак», «Бахчисарайский фонтан» - первые советские балеты. Единство и различие
московской и ленинградской балетных школ. А.Я. Ваганова – человек–легенда, значение
её творчества и работы для мирового балета. Мариинский и Большой театры.
5.3. Л.Лавровский. «Ромео и Джульетта», «Золушка» – новое слово в искусстве
балета. Советский драмбалет.
10

Союз музыки и хореографии в балете «Ромео и Джульетта». Создание драматургии
мужских образов. Выведение танцовщика на один уровень с балериной. Характеристика
балета «Золушка». Новая ступень балетной пантомимы. Драмбалеты – соединение
драматургической основы и танца на новом уровне. Г. С. Уланова – непревзойдённая
Джульетта. Роль этой балерины в распространении славы советского балета.
5.4. Советские хореографы середины XX века.
К. Голейзовский – поэт танца. «Только овладев досконально профессиональными
основами классического танца, можно смело экспериментировать, искать дальнейшие
пути развития балетного искусства» - творческое завещание мастера. «Лейли и Меджнун»,
«Скрябиниана», «Мимолетности». Л. Якобсон. Поиск нового языка в бвлете.
5.5. Ю.Григорович.
Биография Ю.Григоровича. Его творчество – эпоха в истории Большого театра.
В.Васильев, Е.Максимова, М.Плисецкая, М.Лиепа, Н.Бессмертнова – артисты
Ю.Григоровича. Новые редакции (взгляд) классики. «Легенда о любви», «Спартак» –
вершины творчества Ю.Григоровича. Выход мужского танца на первый план. Героизация
балетных образов.
5.6. Основные тенденции балетного театра в Европе и Америке.
Общее и различие в развитии балета Европы и Америки. Характеристика тенденций
на основе рассмотрения творчества крупнейших балетмейстеров: Д.Баланчина, Форсайта,
Р.Нуриева, Ноймайера, Р.Пети, Мэтью Борна и др. на усмотрение педагога.
5. 7. Творчество Мориса Бежара – особая страница европейского балета.
Характеристика творчества Мориса Бежара. Соединение эстрады, рока и балетной
пластики. Редакции классики и совершенно новый балетный язык в «Болеро», «Доме
священника» и т.д.
5.8. Танец в Мюзикле. Музыкальный Голливуд.
Хореография Бродвея. Уникальность массовости и синхронности балетных
постановок Бродвейских спектаклей. «Вестсайдская история»: классика и рок-н-ролл.
«Кошки»: что важнее, вокал или танец. «Юнона и Авось»: каков он, русский мюзикл.
«Ромео и Джульетта»: влияние уличных танцев.
5.9. Превращение народного танца в профессиональный вид искусства. Создание И.
А. Моисеевым первого в мире ансамбля народного танца.
Традиции народного танцевального искусства. Богатство и разнообразие жанров и
видов народного танца. Ансамбль И. Моисеева: история создания, первые танцы, первые
гастроли, выдающиеся солисты, связь поколений. Народно-сценический танец. И.Моисеев
– человек-эпоха. Появление ансамблей народного танца в республиках СССР.
5.10. Национальные школы народного танца.
Появление ансамблей народного танца в странах мира. Общее и индивидуальность.
Превращение сценического народного танца в шоу в современном понимании этого слова
на примере ансамбля «River dance».
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В выпускном 8 классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в
форме выпускного (устного) экзамена или защиты рефератов по предмету (по усмотрению
образовательного учреждения).
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно»
Предполагаемые результаты освоения программы по окончании 7 класса:
 знание балетной терминологии;
 знание средств создания образа в хореографии;
11





знание образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства
исторических эпох.
По окончании 8 класса:
 знание образцов классического наследия балетного репертуара;
 знание основных этапов развития хореографического искусства;
 знание основных отличительных особенностей хореографического искусства
различных исторических эпох, стилей и направлений;
 знание имен выдающихся представителей и творческого наследия русского и
советского балета;
 знание основных этапов становления и развития русского балета;
 умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом
времени его создания, стилистических особенностей, содержательности,
взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания
хореографических образов.
IV. Формы и методы контроля, системы оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Форму и график проведения промежуточной аттестации по предмету
образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в форме: устных опросов,
письменных работ, тестирования, написание рефератов, олимпиад.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся
Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются
образовательным учреждением на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов за пределами
аудиторных учебных занятий.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения
и навыки.
Критерии оценки
На зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

12

Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

«зачет» (без отметки)

Критерии оценивания ответов
Полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном
этапе обучения.
Отметка отражает ответ с небольшими недочетами.
Ответ с большим количеством недочетов, а именно:
недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано
умение свободно излагать свою мысль и т.д.
Комплекс
недостатков,
являющийся
следствием
отсутствия домашней подготовки, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий.
Отражает достаточный уровень подготовки и учащегося на
данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки является основной. Текущая оценка может быть
дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ
учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в
области хореографического искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на экзамене;
 работа ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Педагогу, ведущему
предмет, предлагается самостоятельно, творчески подойти к изложению той или иной
темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего и
хореографического развития учащихся, количество учеников в группе, возрастные
особенности учащихся.
При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим
учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей
способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная
направленность предмета требует от преподавателя знания программ смежных предметов.
В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного
дублирования, добиться рационального использования учебного времени.
Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми балетными спектаклями как
классического, так и национального направления. Это позволит им наиболее гармонично
соединить теоретические знания о балетном искусстве с существующей практикой
создания балетных спектаклей. Следует регулярно знакомить учащихся с современной

13

литературой о балете, журнальными и газетными статьями на тему о хореографическом
искусстве, с рецензиями на балетные постановки.
Рекомендуется проводить встречи учащихся с режиссерами и актерами
музыкальных и драматических театров, организовывать посещение музеев, выставок,
просмотр фильмов-балетов.
Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод
обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей
учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы,
организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного
спектакля, выступления хореографического ансамбля, фильма-балета, прочитанной статьи
или рецензии на балетный спектакль.
Рекомендации по применению методов организации
образовательного процесса,
направленных на обеспечение качественной теоретической и практической подготовки
Урок. Основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных
программ. Урок характеризуется единством дидактической цели и задач. Как часть
учебного процесса урок может содержать: организационную часть, восприятие нового
материала, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на
основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение норм и
опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; формы контроля и
самоконтроля. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и воспитательные
задачи.
В связи с необходимостью сделать уроки более наглядными, интересными
необходимо использовать богатый видеоматериал (фотографии, видео). Поэтому не менее
10 мин. учебного времени на каждом уроке необходимо уделять просмотру наглядного
материала.
Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов
программы учебного предмета.
Рекомендуемый план реферата:
1. тема, цель работы;
2. изложение содержания, которое раскрывает тему;
3. результаты работы;
4. выводы;
5. использованная литература и другие источники.
Написание реферата можно использовать как один из видов итоговой аттестации по
теоретическим предметам.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в
счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Цель: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому
применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и
специальную литературу.
Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько
функций:
14




образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся – их внимания,
памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания
из различных источников);
 воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков
культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда
ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе,
самостоятельности и др.).
Систематическая самостоятельная работа:
 способствует лучшему усвоению полученных знаний;
 формирует
потребность в самообразовании, максимально развивает
познавательные и творческие способности личности;
 формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет
кругозор.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания,
параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.
Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся
педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных
способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций,
аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка докладов, рефератов;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.).
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература
1. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост.
Н. Александрова. – СПб: Лань, 2011
2. Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. – М.: Просвещение, 1973
3. Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб: Лань,
Планета Музыки, 2008
4. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М.: Искусство, 1987
5. Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. – М.: Знание, 2003
6. Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета
Музыки. 2009
7. Деген А.Б. Балет. 120 либретто. Композитор. СПб, 2008
8. Деген А.Б. Мастера танца. Музыка. М., 1994
9. Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. – М.: Белый
город, 2009

15

10. Еремина-Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время.– М.: Планета
музыки, 2010
11. Жемчугова П.П. Балеты. СПб: «Литера», 2010
12. Житомирский Д.В. Балеты Чайковского. Гос. муз. издательство. М., 1957
13. Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / – Пермь, 1994
14. Красовская В.М. Балет сквозь литературу. – СПб: Академия русского балета им. А.Я.
Вагановой, 2005
15. Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008
16. Коптелова Е.Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань, Планета
Музыки, 2012
17. Левинсон М. История костюма. Полная хрестоматия. М., 2008
18. Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008
19. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985
20. Слонимский Ю.И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного
театра. М.-Л.: «Искусство», 1950
21. Соловьев Н.В. Мария Тальони. СПб: Лань, Планета Музыки, 2011
22. Худяков С.Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009
23. Эльяш Н.И. Образцы танца. - М., 1970
Дополнительная литература
1. Баланчин Д. Сто один рассказ о большом балете. Крон-Пресс. М., 2004
2. Богданов-Березовский В.М. Галина Сергеевна Уланова. – М.: Искусство, 1961
3. Брун В. История костюма от древности до нового времени. М., 1999
4. Ваганова А. Статьи, воспоминания, материалы. – Л.,1958
5. Вальберх И.И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. СПб: Лань,
Планета Музыки, 2010
6. Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985
7. Демидов А. Лебединое озеро. М., Искусство, 1985
8. Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры / худож. В. Косоруков. – М.: Дет. лит., 1989
9. Дешкова И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических
анекдотах для детей и родителей. – М.: «Конец века», 1995
10. Константинова М. Спящая красавица. М., Искусство, 1990
11. Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. – М.: Фолиум, 2003
12. Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972
13. Надеждина Е.Н., Эльяш Н.И. «Большой балет» (Основные этапы развития советского
балета). Изд. «Знание». М., 1964
14. Нанн Д. История костюма 1200-2000. М., Артель АСТ, 2003
15. Журнал «Балет» («Советский балет») с 1980 г. по 2011 г.
16. Плисецкая М.М. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010
17. Тимофеева Н.П.
Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. – М.:
Просвещение, 1996
18. Русский балет: энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997
19. Энциклопедия «Балет». CD, 2003
Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров

16

1. Видеозаписи балетных спектаклей (фрагменты) в различных редакциях с участием
выдающихся исполнителей:
«Анюта» - телевизионный балет на музыку В.Гаврилина
«Бахчисарайский фонтан» А.Асафьев
«Баядерка» Л. Минкус
«Дон Кихот» Л.Минкус
«Жар-птица» И.Стравинский
«Жизель» А. Адан
«Золушка» С. Прокофьев
«Каменный цветок» С.Прокофьев
«Конек-Горбунок» Ц.Пуни
«Коппелия» Л. Делиб
«Красный мак» Р.Глиэр
«Лебединое озеро» П.Чайковский
«Петрушка» И.Стравинский
«Пламя Парижа» А.Асафьев
«Раймонда» А.Глазунов
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьев
«Сильфида» Л. Левенскольд
«Спящая красавица» П.Чайковский
«Тщетная предосторожность» Л.Герольд
«Шопениана»
«Щелкунчик» П.Чайковский
«Эсмеральда» Ц. Пуни
2. Видеозаписи концертных номеров:
 из серии выпусков «Мастера русского балета»;
 с конкурсов и фестивалей различных направлений;
 Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева;
 Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»;
 Государственного хора имени М.Пятницкого;
 Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им.
А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.
3. Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова,
И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина и др.
4. Видеозаписи балетных спектаклей и концертных номеров с участием выдающихся
современных исполнителей.
5. Видеозаписи (фрагменты) мюзиклов, оперетт, опер и т.д.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».