.

1. Специальность и чтение с листа (фортепиано)

Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 3
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального
искусства «Фортепиано»
срок реализации – 8 лет

Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
(ФОРТЕПИАНО)
(ПО.01.УП.01.)

п. Саперное 2024 г.

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
Протокол от 26 августа 2024 г. № 1

«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
от 26 августа 2024 г. № 18

Разработчик:

Маршакова Наталья Евгеньевна,
преподаватель фортепиано и концертмейстер
высшая квалификационная категория

Рецензент:

Волынец Марина Валерьевна,
заместитель директора по учебной-воспитательной работе,
преподаватель теоретических дисциплин и концертмейстер,
высшая квалификационная категория

Рецензент:

Капустина Наталья Михайловна,
заведующая отделением фортепиано Приозерской ДШИ,
высшая квалификационная категория

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
 Срок реализации учебного предмета;
 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
 Форма проведения учебных аудиторных занятий;
 Цель и задачи учебного предмета;
 Обоснование структуры программы учебного предмета;
 Методы обучения;
 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
 Сведения о затратах учебного времени;
 Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
 Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
 Методические рекомендации педагогическим работникам;
 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
 Список рекомендуемых нотных сборников;
 Список рекомендуемой методической литературы;

2

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на
основе примерных учебных программ рекомендованных Министерством культуры РФ
под редакцией И.Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства
«Фортепиано».
Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» направлен на приобретение
детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие
ученика.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с
листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые
навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой
деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно
развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения
профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей,
которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами. Для этого
содержание программы «Фортепиано» организовано по принципу дифференциации,
исходя из диагностики и стартовых возможностей обучающихся в соответствии со
следующими уровнями сложности:
- «Стартовый уровень» – предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы «Фортепиано».
- «Базовый уровень» – предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно­тематического направления программы «Фортепиано».
- «Продвинутый уровень» – предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательнотематического направления программы «Фортепиано», а также предполагает углубленное
изучение содержания данной программы и доступ к околопрофессиональным и
профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления
программы «Фортепиано».
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение
в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок
обучения может быть увеличен на 1 год.
Возможна реализация программы по индивидуальным учебным планам и по
сокращенной программе.
3

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа», увеличен за счет
предусмотренных ФГТ часов вариативной части, с целью углубления подготовки
учащихся. В учебном плане
часы обязательной части и вариативной части не
суммируются, а в рабочей программе учебного предмета указывается количество часов
учебного предмета как сумма часов.
Содержание
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу

Обязательная
часть
1777
592

Вариативная
часть
197
197

Общее кол-во
часов
1974
789

1185

-

1185

Форма проведения учебных аудиторных занятий:
индивидуальная.
Рекомендуемая продолжительность урока со 2 по 8 класс – 40 минут, в 1 классе – 30 мин.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание
программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.












Цели и задачи учебного предмета
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного
исполнительства;
выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано
и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения,
реализующие
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования.
Задачи:
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и
артистизма;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения
инструментом в пределах программы учебного предмета;
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано,
позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение, как соло, так и в
ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот
с листа;
приобретение обучающимисяопыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования.

Цель «Стартового уровня»: развитие музыкальных способностей и интенсивное
обучение основам игры на фортепиано.
Задачи «Стартового уровня»:
Обучающие задачи:
4








пробуждение к творческому мышлению и музыкальной фантазии обучающегося;
формирование навыков подбора мелодии, игры в ансамбле;
обучение самостоятельной работе над простыми музыкальными произведениями;
развитие технических навыков;
развитие эмоциональной отзывчивости в музыке;
развитие волевых качеств и трудолюбия.
Воспитательные задачи:
 формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме через
участие в концертах и творческих мероприятиях;
 воздействие через музыку на нравственность и духовный мир обучающегося.
Цель «Базового уровня»: совершенствование мелодического, гармонического и
полифонического слуха, развитие эмоционально-образной сферы.
Задачи «Базового уровня»:
Обучающие задачи:
 освоение разных видов техники;
 освоение выпускной концертной программы;

развитие навыков грамотной самостоятельной работы;

умение самостоятельно и грамотно читать с листа;
 формирование творческого мышления;
 развитие эмоциональной отзывчивости в музыке.
Воспитательные задачи:
 развитие волевых качеств и трудолюбия;
 формирование культуру общения и поведения в социуме через участие в
концертах и мероприятиях;
 умение самостоятельно принимать решения, чувствовать свою ответственность за
коллективные формы деятельности.
Цель «Продвинутого уровня»: подготовка обучающихся к продолжению
обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи «Продвинутого уровня»:
Обучающие задачи:
 освоение концертной программы для поступления в средние профессиональные
учебные заведения;

проявление исполнительской индивидуальности;
 умение грамотно и самостоятельно работать;
 формирование музыкального кругозора и мышления посредством посещения
концертов профессиональных музыкантов;
 формирование самостоятельного творческого мышления;
 владение различными приемами игры на фортепиано, осознанная
художественная интерпретация музыкальных произведений.
Воспитательные задачи:
 воспитание музыкального вкуса, ориентация в стилях и жанрах музыки;
 развитие эмоционально-волевых качеств через участие в концертах и
мероприятиях;
 умение самостоятельно принимать решения;
 формирование чувства ответственности за коллективные формы образовательной
деятельности.
Обоснование структуры учебного предмета
5

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоениеучебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его
возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
 практический (работа на инструменте, упражнения);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически
верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного
исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Специальность и чтение с листа»
должны быть оснащены роялем или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв.
метров.
Необходимо наличие концертного зала, библиотеки и фонотеки. Помещения
должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные
инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и
капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность и чтение с листа» с учетом вариативной части, на
максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

6

Распределение по годам обучения
Классы
Продолжительность учебных занятий (в
неделях)
Количество часов на аудиторные
занятия (в неделю)
Количество часов на аудиторные
занятия (в год)
Количество часов на аудиторные
занятия (за весь период обучения)
Количество часов на самостоятельную
работу (в неделю)
Количество часов на самостоятельную
работу (в год)
Количество часов на самостоятельную
работу (за весь период обучения)
Максимальное количество
часов занятий (в неделю)
Максимальное количество
часов занятий (в год)
Максимальное количество
часов занятий (за весь период
обучения)
Объем времени на консультации
(по годам)
Объем времени на консультации
(за весь период обучения)

1

2

3

4

5

6

7

8

32

33

33

33

33

33

33

33

3

3

3

3

3,5

3,5

2,5

2,5

96

99

99

99

115,5

115,5

82,5

82,5

789
3

3

4

4

5

5

6

6

96

99

132

132

165

165

198

198

1185
6

6

7

7

8,5

8,5

8,5

8,5

192

198

231

231

280,5

280,5

280,5

280,5

8

8

8

1974
6

8

8

8

8
62

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению
образовательного учреждения. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную
работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания,
параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.
Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся
педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных
способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической
целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
 выполнение домашнего задания;
 подготовка к концертным выступлениям;
 посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

7

 участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

культурно-

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет
свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного
материала.
Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую
направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В
одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по
уровню трудности в зависимости от уровня возможностей обучающихся. Количество
музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в
годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство
произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а
остальные – для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель
может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над
репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
1 класс
Специальность и чтение с листа 3 часа в неделю аудиторных занятий
Самостоятельная работа
не менее 3- х часов в неделю
Консультации
6 часов в год
В течение учебного года учащийся должен выработать правильную посадку за
инструментом, освоить нотную грамоту, приобрести навыки игры на инструменте. За год
учащийся должен пройти 18-20 небольших произведений, освоить основные приемы
игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различного
характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с
элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более продвинутых учеников)
легкие сонатины и вариации.
В 1 классе проводятся контрольные уроки в конце учебной четверти, и
промежуточная аттестация в форме академического концерта в конце учебного года.
На промежуточной аттестации (академический концерт) исполняются три
произведения:
 полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия, инвенция),
 этюд,
 пьеса.
Возможна замена полифонии на крупную форму (сонатина, вариации, рондо).
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от
индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных,
трудоспособности и методической целесообразности.
Примерный репертуарный список:
Полифония
Е. Аглинцова «Русская песня»
Ф. Жан «Менуэт»
Г. Масон, Г. Нафельян «Маленькая прелюдия»
Н.Торопова «Канон»
8

М. Крутицкий «Зима»
Крупная форма
Ю. Весняк «Тема с вариациями»
К. Вильтон «Сонатина»
А. Дюбюк «Русская песня с вариацией»
Ю. Весняк «Сонатина» соч.1 №2
Н. Потоловский «Песенка с вариациями»
Этюды
И. Беркович «Маленькие этюды»
Л. Шитте «25 маленьких этюдов» соч.108
Е. Гнесина «Маленькие этюды»
А. Шафран «Этюд» ми минор
Л.Власова «Этюд» Ре мажор
Пьесы
А Рюигрок «Кукольный танец»
И. Королькова «Помощница»
О. Ортман «Качели»
А. Руббах «Лесные птицы»
О. Ортман «Весна»
Ансамбли
К.-М. Вебер «Вальс»
«Я на горку шла» русская народная песня.
«Светит месяц» русская народная песня.
Ж. Металлиди «Дождливая песенка»
Ж. Металлиди «Ночью к нам приходит сон»
Примеры программ промежуточной аттестации:
Стартовый
1. С. Бастьен «Взгрустнулось»
2. И. Беркович «Этюд» До мажор
3. С. Аллерм «Вальс-мюзетт»
Базовый
1. С. Майкапар «Пастушок»
2. И. Королькова «Молдавская народная песня»
3. Берлин «Пони Звездочка»
1. Ф. Жан «Менуэт»
2. С. Фрике «Веселая кукушка»
3. К. Черни «Этюд» Ля мажор
Продвинутый
1. Ю. Весняк «Сонатина» соч.1 №2
2. Шпиндлер «Колыбельная»
3. Л. Шитте «Этюд» соч.108
2 класс
Специальность и чтение с листа
Самостоятельная работа
Консультации

3 часа в неделю аудиторных занятий
не менее 3-х часов в неделю
8 часов в год

За учебный год учащийся должен сдать текущую и промежуточную аттестации:

9

 текущая аттестация (в форме академического концерта) в конце первого полугодия:
полифония, пьеса и этюд;
 промежуточная аттестация (в форме академического концерта) в конце второго
полугодия: крупная форма, пьеса и этюд.
Зачетов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений.
Годовые требования:
 2-3 полифонических произведения,
 2 крупные формы,
 8-10 этюдов,
 4-6 пьес различного характера.
Развитие навыков чтения с листа, игра легких ансамблей с преподавателем, работа
над гаммами и упражнениями.
Примерный репертуарный список:
Полифония
И.С.Бах «Менуэт» До мажор
Л.Моцарт «Полонез» До мажор
Перселл «Менуэт» До мажор
И.С.Бах «Менуэт» соль минор
И.С.Бах «Ария» ре минор
Крупная форма
В. Дамкомб «Сонатина» До мажор
И. Беркович «Сонатина» До мажор
Я. Ваньхал «Сонатина» До мажор
А. Бейл «Сонатина» Соль мажор
Т. Назарова «Вариации на тему русской народной песни»
Этюды
Е. Гнесина «Маленькие этюды для начинающих»
К. Черни-Гермера «Этюды» №1-16
Л. Шитте «25 Маленьких этюдов» соч. 108
И. Беркович «Маленькие этюды»
Ф. Гюнтен «Этюд» До мажор
Пьесы
А. Гедике «В лесу ночью»
А. Гречанинов «Мазурка»
А. Жилинский «Финский танец»
Н. Леви «Маленький вальс»
С. Шевченко «Весенний день»
Ансамбли
Ж. Металлиди «По веселой стороне»
М. Зив «Осенний дождик»
Н. Раков «Маленький вальс»
М. Зив «Раздумье»
А. Диабелли «Аллегретто»
Примеры программ академических концертов
Стартовый
1. Хаслингер «Сонатина» До мажор
2. Н.Бачинская «Старинные часы с кукушкой»
3. И.Беркович «Этюд» ре минор
Базовый
1. И.С. Бах «Менуэт» До мажор
10

2. А.Руббах «Лесные птицы»
3. Л.Шитте «Этюд» соч.160 №14
1. Д. Штейбельт «Сонатина»
2. Ю.Слонов «Прелюдия»
3. А.Гречанинов «Мазурка»
Продвинутый
1. Л.Моцарт «Менуэт» ми минор
2. Н.Леви «Маленький вальс»
3. К.Черни «Этюд»
1. М. Клементи. «Сонатина» До мажор
2. Л. Шитте. «Этюд» соч.108 №21
3. П.Чайковский. «Болезнь куклы»
3 класс
Специальность и чтение с листа
3 часа в неделю аудиторных занятий
Самостоятельная работа
не менее 4-х часов в неделю
Консультации
8 часов в год
В целом, требования совпадают со 2 классом, но с учетом усложнения программы:
2-3 полифонических произведения, 2 крупные формы, 6-8 этюдов, 3-5 пьес (среди них
обязательно пьеса кантиленного характера), чтение с листа.
За учебный год учащийся должен сдать:
 в конце 1 четверти – технический зачёт: гаммы по программе, этюд, упражнения
Ганона, термины;
 в конце второй четверти – текущую аттестацию (в форме академического
концерта): полифония, пьеса;
 в третьей четверти – технический зачет: гаммы по программе, этюд, упражнения
Ганона, термины.
 в конце четвертой четверти – промежуточную аттестацию (в форме академического
концерта): крупная форма, пьеса.
С 3 класса учащиеся начинают сдавать гаммы. Требования к гаммам: до 4-х знаков
(с одинаковой аппликатурой), на 2-4 октавы, в прямом и противоположном движении,
аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма. Все требования
индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
Примерный репертуарный список:
Полифония
Л Моцарт «Менуэт» ми минор
И.С.Бах «Менуэт» До мажор
Перселл «Прелюдия» До мажор
В.Моцарт «Ария» Es-dur
Г. Гендель «Ригодон»
Крупная форма
Андре «Сонатина» соч.34, 35
Плейель «Cонатина D-dur
Д. Чимароза «Сонатина» d-moll
И. Бенда «Сонатина» ре минор
И. Беркович «Вариации»
Этюды.
11

Л. Шитте «Этюд» соч.160 317
Черни-Гермер «Этюд» ч.1 № 1-11, 13-16, 18, 24.
Г. Беренс «Этюд» соч.70 №31-33, 43, 44, 50.
Лекуппе «Этюд» соч.17 № 6, 7, 9, 11, 14, 15
А. Лемуан «Этюд» соч.37 №6, 7, 10, 17, 24, 27
Пьесы
А. Роулей «В стране гномов»
М. Парцхаладзе «Восточная мелодия»
М. Невин «Нарцисс»
Вилкинс «Сбацаем блюз»
Градески «Счастливые буги»
Р. Шуман «Смелый наездник»
Ансамбли
Шмитц «Принцесса танцует вальс»
Ж. Металлиди «Обезьянки грустят по Африке»
Ж. Металлиди «В летнем саду»
Г. Портнов «Танец бабушки»
И. Дунаевский «Колыбельная» из к/ф «Цирк»
Примеры программ академических концертов
Стартовый
1. И.Беркович «Вариации»
2. С.Шевченко «Игра»
3. К.Черни «Этюд» соч.139 №24
Базовый
1. Перселл «Ария» ре минор
2. Рыбицкий «Кот и мышь»
3. Г. Беренс «Этюд» соч.70 № 24
1. И. Бенда «Сонатина» ля минор
2. Абрамов «Марш веселых гномов»
3. Черни-Гермер «Этюд» №15
Продвинутый
1. Й. Гайдн «Менуэт» Ре мажор
2. С. Майкапар «Педальная прелюдия» ми минор
3. А. Гедике «Этюд» соч.36 № 26 II
1. Л.Бетховен «Сонатина» Фа мажор 1ч.
2. Черни-Гермер «Этюд» №17
3. Д. Кабалевский «Токкатина».
Термины 3 класс
Пауза – знак молчания, перерыв в звучании.
Реприза – знак повторения.
Аппликатура – обозначение пальцев в нотном тексте.
Знаки альтерации – знаки изменения высоты звука.
Нюансы, динамические оттенки – изменение силы звука:
f (форте) – громко
р (пиано) – тихо
mf (меццо-форте) – не очень громко
mp (меццо-пиано) – не очень тихо
crescendo (крещендо) – постепенно громче

12

diminuendo (диминуэндо) – постепенно тише
sf (сфорцандо) – с силой
ritenuto (ритенуто) – замедляя
a tempo (а темпо) – в прежнем темпе, восстановление прежнего темпа
allegro (аллегро) – бодро, весело, скоро
moderato (модерато) – умеренно
adagio (адажио) – медленно
andante (анданте) – темп шага, идущий, текущий
canto (канто) – пение
cantabile (кантабиле) – певуче
штрихи – приемы звукоизвлечения
staccato (стаккато) – отрывисто
legato (легато) – связно, связанно
non legato (нон легато) – не связно
portamento (портаменто) – протяжно, но не связно
4 класс
Специальность и чтение с листа
3 часа в неделю аудиторных занятий
Самостоятельная работа
не менее 4-х часов в неделю
Консультации
8 часов в год
В целом, требования совпадают с 3 классом, но с учетом усложнения программы: 23 полифонических произведения, 2 крупные формы, 6-8 этюдов, 3-5 пьес (среди них
обязательно пьеса кантиленного характера), чтение с листа.
За учебный год учащийся должен сдать:
 в конце первой четверти – технический зачёт: гаммы, этюд, упражнения Ганона,
термины;
 в конце второй четверти – текущую аттестацию (в форме академического
концерта): полифония, пьеса;
 в третьей четверти – технический зачет: гаммы, этюд, упражнения Ганона,
термины.
 в конце четвертой четверти – промежуточную аттестацию (в форме академического
концерта): крупная форма, пьеса.
Примерный репертуарный список:
Полифония
Кирнбергер «Полонез» g –moll
Маттесон «Менуэт» g-moll
Д. Циполли «Фугетта» e-moll
И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги» т.1 №1, 3, 5-8
Перселл «Менуэт» a-moll
Крупная форма
Л. Бетховен «Сонатина» Фа мажор
А. Диабелли «Сонатина» соч.15 №1
Лавиньяк «Сонатина» соч.23 №2
М. Клементи «Сонатина» соч.36 До мажор
С. Майкапар «Вариации на русскую тему» соч.8
Этюды
Черни-Гермер «Этюд» ч.1 №17, 21-23, 25, 16, 27-32, 34
А. Лемуан «Этюд» соч. 37 № 4, 5, 8, 11,12, 15, 16, 20-23.
Л. Шитте «Этюд» соч.68 № 2, 6
Лешгорн «Этюд» соч. 65 №8, 15, 19, 26, 28, 29, 31, 32
13

Лак «Этюд» соч.172 № 1, 2-6, 8
Пьесы
Ю. Козулин «Лирический вальс»
Целлер «Военный марш»
С. Майкапар «Меланхолический вальс»
Шмитц «Микки-Маус»
В.Ф. Бах «Весна»
С. Прокофьев «Сказка»
Примеры экзаменационных программ
Стартовый
1. С. Геллер «Этюд» соч.46 № 18
2. И. Бенда «Сонатина» G-dur
3. Й. Гайдн «Ариэтта» c-mоll
Базовый
1. Лемуан «Этюд» соч. 37 № 4
2. Ф.Э. Бах «Менуэт» f-moll
3. С. Майкапар «Листок из альбома»
1. С. Геллер «Этюд» соч.46 № 18
2. И. Бенда «Сонатина» G-dur
3. Й. Гайдн «Ариэтта» c-mоll
Продвинутый
1. Черни-Гермер «Этюд» ч.1 № 28
2.И.С. Бах «Маленькая прелюдия» d-moll
3. Санкан «Механическая игрушка»
1. Ф. Кулау «Сонатина» соч.55 № 1
2. Г. Беренс «Этюд» соч.61 и 66 № 3
3. С. Прокофьев «Прогулка»
Термины 4 класс.
da capo al fine (да капо аль фине) – от начала до слова конец
ritardando, ritard. (ритардандо) – расширяя, замедляя
dolce (дольче) – мягко, нежно
allegretto (аллегретто) – менее скоро, чем allegro
lento (ленто) – протяжно
sinistramano (синистрамано) – левая рука
destramano (дестрамано) – правая рука
andantino (андантино) – более скоро, чем andante
molto (мольто) – много, очень
meno (мэно) – менее, меньше
rallentando (раллентандо) – расширяю замедляя
allargando (алляргандо) – расширяя, замедляя
Tempo di Marcia (темпо ди марша) – в темпе марша
Tempo di valse (темпо ди вальсе) – в темпе вальса
Largo (лярго) – широко, медленно
Con anima (кон анима) – с душой, воодушевленно
5 класс

14

Специальность и чтение с листа
3,5 часа в неделю аудиторных занятий
Самостоятельная работа
не менее 5 часов в неделю
Консультации
8 часов в год
Требования на год:
 2-3 полифонических произведения,
 2 крупные формы,
 4-8 этюдов,
 3-4 пьесы.
Работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей, работа над гаммами.
За учебный год учащийся должен сдать:
 в конце первой четверти – технический зачет: гаммы, этюд, упражнения Ганона,
термины;
 в конце второй четверти – текущую аттестацию (в форме академического
концерта): полифония, пьеса;
 в третьей четверти – технический зачет: гаммы, этюд, упражнения Ганона,
термины;
 в конце четвертой четверти – промежуточную аттестацию (в форме академического
концерта): крупная форма, пьеса.
Примерный репертуарный список:
Полифония
И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги» т.1 № 5, 8, 7, 12. т.2 №1,2, 3
Гендель «Гавот», «Менуэт», «Прелюдия»
М. Глинка «Двухголосная фуга» C-dur
Г.Гендель «Куранта» F-dur
Ю. Щуровский «Степная песня»
Крупная форма
Й. Гайдн «Дивертисменты».
М. Клементи «Сонатины» соч.36 № 3, соч.36 № 4
В. Моцарт «Сонатина» B-dur
А. Бертини «Сонатина» G-dur
К. Вебер «Сонатина» C-dur
Пьесы
Г. Лихнер «Дома»
А.- Р. Гилли «Тихоокеанские пираты»
Ш.Майер «Прелюдия» соч.340 №15
Градески «Мороженое», «По дороге в школу»
В. Клова «Прелюдия»
Этюды
С. Геллер «Этюд» соч.45 №2
Л. Шитте «Этюд» соч.95 т.1, 2 (по выбору)
Ф. Бургмюллер «Этюд» соч.100 (по выбору)
А. Бертини «Этюд» соч. 29, 32 №31, 4, 5
Черни-Гермер «Этюд» ч.1 №42, 43, 46, 48, 50. ч.2 № 6, 8
Примеры экзаменационных программ
Стартовый уровень
1. А. Бертини «Этюд» соч.29 №7
2. Т. Николаева «Мазурка»
3. А. Холминов «У ворот, ворот»
Базовый
1. Черни-Гермер «Этюд» ч.1 № 17
15

2. М.Глинка «Двухголосная фуга» C-dur
3. Г. Лихнер «Дома»
1. Ф. Бургмюллер «Этюд» соч.100
2. Коровицин «Королевская гвардия»
3. Ф. Шпиндлер «Сонатина» соч.157 № 4
Продвинутый
1. Ю. Щуровский «Степная песня»
2. О. Гайрос «Фантастическая пьеса»
3. Черни-Гермер «Этюд» ч.1 №
1. Черни - Гермер «Этюд» ч.2. № 24
2. М. Клементи «Сонатина» соч. 37 Ре мажор
3. В. Калинников «Грустная песенка»
Термины 5 класс
Una cordа (уна корда) – одна струна, взять левую педаль
Trecordа (тресорда) – три струны, снять левую педаль
Poco a poco (поко а поко) – мало-помалу, понемногу
Sempre (сэмпрэ) – все время
Scherzo (скерцо) – шутка
Burla (бурля) – шутка
Giocoso (джокозо) – весело, игриво
Piu mosso (пиу моссо) – более скоро
Simile (симиле) – дальше точно также
Non troppo (нон троппо) – не слишком
Espressivo (эспрессиво) – выразительно
A cappella (а капелла) – без сопровождения
Lacrimosa (лякримоза) – слезная
Lamento (лямэнто) – жалоба, стон
bravo (браво) – храбро, отлично, искусно
con moto (кон мото) – с движением
6 класс
Специальность и чтение с листа
3,5 часа в неделю аудиторных занятий
Самостоятельная работа
не менее 5 часов в неделю
Консультации по специальности
8 часов в год
Учебный план на год: три зачета и переводной экзамен.
В течение года учащийся должен пройти развернутую романтическую пьесу. Требования
по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальности ученика.
Требования по репертуару на год:
 две полифонии,
 две крупные формы,
 5-6 этюдов,
 2-4 пьесы.
За учебный год учащийся должен сыграть:
 в конце первой четверти – технический зачет: гаммы, этюд, упражнения Ганона,
термины;
 в конце второй четверти – текущую аттестацию (в форме академического
концерта): полифония, пьеса;
16

 в третьей четверти – технический зачет – гаммы, этюд, упражнения Ганона,
термины;
 в конце четвертой четверти – промежуточную аттестацию (в форме академического
концерта): крупная форма (классическая, романтическая), пьеса.
Примерный репертуарный список:
Полифония
И.С. Бах «Инвенции» и «Симфонии»
Г. Гендель «12 легких пьес. Сюиты»
Д. Кабелевский «Прелюдии и фуги»
Г. Фрид «Инвенции»
Н. Мясковский «Фуга» соч.43
Крупная форма
М. Клементи «Сонатины» соч. 36
Ф. Кулау «Сонатина» соч.59 Ля-мажор
С. Майкапар «Сонатина» G-dur
Д. Бортнянский «Рондо»
Д. Чимароза «Сонатины» a-moll, B-dur
Этюды
Л. Шитте «Этюд» с.68 соч.18,19.
Черни-Гермер «Этюд» ч.2 №24-32, соч.299 №31-4, 6, 7,11
А. Бертини «Этюд» соч.29 и 32
И. Крамер «Этюд» соч.60 №1, 3, 9
С. Геллер «Этюд» соч. 46, 45, 47
Пьесы
Г. Свиридов «Колдун»
Накада «Гоночная машина»
Бем «Мелодия»
Г. Лихнер «Сказка»
Г. Портнов «Танец»
Примеры экзаменационных программ
Стартовый
1. М. Клементи «Сонатина» соч. №38 G-dur
2. Бем «Мелодия»
3. Л. Шитте «Этюд» соч.95 №12
Базовый
1. К. Черни. «Этюд» соч.718 №11
2. Г.Ф. Гендель «Аллеманда» d-moll
3. Г. Портнов «Сонет Лауре»
1.Д. Бортнянский. «Соната» До мажор
2.Ф. Мендельсон «Песня без слов» fis-moll
3.К. Черни «Этюд» соч.299 №5
Продвинутый
1.Г. Беренс. «Этюд» соч.88 №6
2. И.С. Бах «Инвенция» f-moll
3. А. Билаш «Раздумье»
1. И. Крамер. «Этюд» соч. 60 №3
2. Й. Гайдн. «Соната» Фа мажор №21
3. П. Чайковский. «Подснежник»
17

Термины 6 класс
presto (прэсто) – очень быстро
risoluto (ризолюто) – решительно
con brio (кон брио) – с огнем
vivo, vivace (виво, виваче) – живой, оживлённый
ledgiero (леджеро) – легко
marcato (маркато) – отчетливо, подчеркнуто
tenuto (тэнуто) – выдержанно
grazioso (грациозо) – грациозно, изящно
sostenuto (состэнуто) – сдержанно
morendo (морэндо) – замирая, затихая, замедляя
pesante (пезанте) – тяжело, увесисто
brillante (брильянте) – блестяще
buffo (буффо) – смешной, комический
maestoso (маэстозо) – торжественно, величественно
scherzando (скерцандо) – шутливо
subito (субито) – вдруг, внезапно
spirito (спирито) – воодушевленно, с жаром
7 класс
Специальность и чтение с листа
2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 6 часов в неделю
Консультации по специальности
8 часов в год
За год учащиеся должны сыграть три зачета и переводной экзамен.
Требования по репертуару на год:
 две полифонии,
 две крупные формы,
 4-6 этюдов,
 2-3 пьесы.
За учебный год учащийся должен сдать:
 в конце первой четверти – технический зачет: гаммы, этюд, упражнения Ганона,
термины;
 в конце второй четверти – текущую аттестацию (в форме академического
концерта): полифония, пьеса;
 в третьей четверти – технический зачет: гаммы, этюд, упражнения Ганона,
термины;
 в конце четвертой четверти – промежуточную аттестацию (в форме академического
концерта): крупная форма (классическая, романтическая), пьеса.
Примерный репертуарный список:
Полифония
И.С. Бах «Инвенции и симфонии»
И.С.Бах «Английские и французские сюиты»
Г.Ф. Гендель «Сюиты»
Д. Кабалевский «Прелюдии и фуги»
Крупная форма
Й. Гайдн «Сонаты» №5 C-dur, №21 F-dur, №40 B-dur
В. Моцарт «Соната» №2 F-dur
18

Л. Бетховен соч.49 №19, соч. 49 №20
Э. Мегюль «Соната» A-dur
Д. Бортнянский «Соната» C-dur
Этюды
С. Геллер «Этюд» соч.45 № 6, 8, 12, 14, 19, 23; соч.46 № 9
К. Черни «Этюд» соч.718 № 3,13, 21; соч.299 № 5, 6, 7
Лешгорн «Этюд» соч.66 №14, 15, 17-21, 23
Ф. Бургмюллер «Этюд» соч.105, соч.109
И. Крамер «Этюд» соч.60 № 1, 3, 9
М. Мошковский «Этюд» соч.18 № 3, 8, 10, 11
Пьесы
Э. Григ «Кобольд»
Я. Сибелиус «Ель»
Назирова «Прелюдия»
Шпиндлер «Гусары верхом»
М. Глинка «Мелодический вальс»
Примеры экзаменационных программ
Стартовый
1. Л. Шитте «Этюд» соч.68 № 23
2. Э. Мегюль «Соната» A-dur
3. Г. Портнов «Письмо Роксане»
Базовый
1. Ф. Бургмюллер. Этюд «Ласточка»
2. Г.Ф. Гендель «Сюита» G-dur
3. И. Глинка «Мелодический вальс»
1.К. Черни «Этюд» соч.299 № 33
2. Й. Гайдн «Соната» №2 e-moll
3.Ю. Корнаков «Одинокий клоун»
Продвинутый
1. С. Геллер. «Этюд» соч.45 №16
2. И.С. Бах «Симфония» № 2
3. Ф. Шпиндлер «Гусары верхом»
1. Черни К. «Этюд» соч.299 №32
2.Л. Бетховен. «Соната» соч.2 №1 фа минор
3. Ф. Шопен. «Ноктюрн» cis-moll
Термины 7 класс
Amoroso (аморозо) – любовно
Rubato (рубато) – неточно «свободно» исполняя длительности
Appassionato (аппассионато) – страстно
Ad libitum (ад либитум) – по желанию, свободно
Tranquillo (транкуилло) – спокойно, безмятежно
A piacere (а пиачере) – по желанию, по усмотрению
Tremolo (тремоло) – дрожащий
Accelerando (аччелерандо) – ускоряя
Semplice (сэмпличе) – просто, естественно, искренне
Ostinato (остинато) – упрямый, упорный, настойчивый
Misterioso (мистериозо) – таинственно
Barocco (барокко) – причудливый, странный

19

Bravura (бравура) – храбро, смело, молодцевато
Calando (каляндо) – затихая, замедляя
Quasi (квази-лат., куази-ит.) – подобно, вроде, почти
8 класс
Специальность и чтение с листа
2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа
не менее 6 часов в неделю
Консультации по специальности
8 часов в год
Учащиеся 8 класса могут играть на прослушиваниях свободную программу;
количество прослушиваний и сроки специально не определены (свободный график).
Главная задача этого класса – представить выпускную программу в максимально готовом
виде.
Учащиеся могут пройти в году две программы, могут повторить произведение из
программы предыдущих классов. Перед экзаменом учащиеся обыгрывают выпускную
программу на контрольных прослушиваниях, классных вечерах и концертах.
Требования к программе итоговой аттестации:
 полифония,
 крупная форма (классическая или романтическая),
 один этюд (для завершающих свое обучение),
 любая пьеса развёрнутого характера (3-хчастная форма).
Примерный репертуарный список:
Полифония
И.С.Бах «Симфонии»
И.С.Бах ХТК т. 1,т. 2
И.С.Бах «Английские сюиты»
Г.Ф.Гендель «Сюиты»
Д. Кабалеаский «Органные прелюдии и фуги»
Крупная форма
Й. Гайдн «Сонаты»
Л. Бетховен «Сонаты»
Д. Кабалевский «Сонаты» соч.13 №1, 2
Геништа «Соната» f- moll
В. Моцарт «Сонаты» №7, 9, 10, 18.
Этюды
К. Черни «Этюд» соч.740, соч. 299
Лешгорн «Этюд» соч.136
Я. Сибелиус «Этюд» a-moll
А. Кобылянский «Семь октавных этюдов»
М. Мошковский «Этюды» соч.18
Пьесы
Дж. Фильд «Ноктюрны»
Ф. Шопен «Ноктюрны»
Ф. Лист «Утешения»
Пркофьев «Мимолетности»
Д. Шостакович «Прелюдии» соч.34
Примерные программы к итоговой аттестации:
Стартовый
1. Г. Гендель «Каприччио»
20

2. Черни К. «Этюд» соч.299 №32
3. Маттесон «Соната» A-dur
4. Мериканто О. «Вальс в стиле Шопена»
Базовый
1. И.С. Бах «Инвенция» h-moll
2. А. Равина «Гармонический этюд»
3. Й. Гайдн «Соната» e-moll
4. Чайковский П. «Времена года» (по выбору)
Продвинутый
1. И.С. Бах ХТК т.1 B-dur
2. К. Черни. «Этюд» соч.740 (по выбору)
3. Л. Бетховен. «Соната» №5 c-moll
4. Э. Григ. «Весной»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного предмета «Специальность и чтение с листа», который предполагает
формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющих
использовать многообразные возможности фортепиано для
достижения
наиболее
убедительной
интерпретации
авторского
текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных
эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
 знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения,
сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
 знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
 знание профессиональной терминологии;
 наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений
разных жанров и форм;
 навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
 навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами
техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических
приемов;
 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
 наличие
музыкальной
памяти,
развитого
полифонического
мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
 наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Результаты деятельности «Стартового уровня»:
Личностные критерии сформированности:
 проявление выраженного интереса к музыкальной деятельности;
 умение эмоционально откликаться на музыку и характеризовать её;
 проявление творческого мышления.
21

Обучающийся должен уметь ярко и выразительно исполнять несложные
музыкальные произведения и рассказать о своём отношении к этим произведениям,
оценить своё исполнение и сравнить с другими исполнениями.
Регулятивные критерии сформированности:
 умение с помощью преподавателя определить сложность работы над
произведением;
 умение самостоятельно работать дома;
 умение учить текст наизусть;
 умение находить и исправлять ошибки в тексте;
 умение анализировать простой музыкальный текст.
Обучающийся должен уметь находить в тексте новое, осознанно и грамотно
выучивать и исполнять наизусть музыкальные произведения.
Познавательные критерии сформированности:
 стремление к разучиванию новых произведений;
 умение определять в тексте строение мелодии, средства выразительности;
 умение запоминать и воспроизводить новые музыкальные знания;
 умение читать простейший нотный текст с листа.
Обучающийся должен уметь выбирать произведение по вкусу и по силам из
предложенного преподавателем музыкального материала, проявлять инициативу в
выборе репертуара.
Коммуникативные критерии сформированности:
 умение сотрудничать с преподавателем иобучающимися в образовательном
процессе;
 умение слушать и слышать себя, преподавателя и других обучающихся;
 владение культурой поведения на концертах;
 соблюдение музыкального этикета.
Обучающийся должен уметь культурно вести себя на концерте, спокойно слушать
исполнение других обучающихся, делиться впечатлениями.
Результаты деятельности «Базового уровня»:
Личностные критерии сформированности:
 осмысленное оценивание музыкальной деятельности;
 умение определять жанр, форму, стиль музыкального сочинения (анализ музыки);
 проявление развернутого творческого и полифонического мышления.
Обучающийся должен уметь уверенно и выразительно исполнять музыкальные
произведения разных жанров, давать характеристику своему выступлению и другим
выступлениям.
Регулятивные критерии сформированности:
 умение самостоятельно определить сложности работы над произведением;
 умение работать дома самостоятельно;
 умение грамотно учить текст наизусть;
 умение находить и исправлять ошибки в тексте.
Обучающийся должен уметь анализировать текст,
осознанно и грамотно
выучивать и исполнять наизусть музыкальные произведения.
Познавательные критерии сформированности:
 стремление к поиску и разучиванию новых произведений;
 умение анализировать строение текста;
 умение запоминать и пользоваться новыми музыкальными знаниями;
22

 умение читать нотный текст с листа.
Обучающийся должен уметь выражать пожелание при выборе репертуара, быстро
и грамотно читать нотный текст, самостоятельно расширять музыкальный кругозор при
помощи Интернет-ресурсов.
Коммуникативные критерии сформированности:
 умение сотрудничать в образовательном процессе в образовательной
деятельности;
 умение грамотно выражать свои мысли относительно музыкальных пристрастий;
 умение владеть музыкальным этикетом.
Обучающийся должен уметь осмысленно слушать исполнение музыкальных
произведений, анализировать любое выступление.
Результаты деятельности «Продвинутого уровня»:
Личностные критерии сформированности:
 осмысленное оценивание музыкальной деятельности;
 умение определять жанр, форму, стиль музыкального сочинения (полный анализ
музыки);
 проявление развернутого творческого и полифонического мышления.
Обучающийся должен уметь выразительно и грамотно исполнять музыкальные
произведения разных жанров и стилей, владеть музыкальным языком, обладать широким
музыкальным кругозором.
Регулятивные критерии сформированности:
 умение самостоятельно определить сложность работы над музыкальным
произведением;
 умение работать дома самостоятельно;
 умение грамотно учить текст наизусть;
 умение находить и исправлять ошибки в тексте.
Обучающийся должен уметь анализировать текст,
грамотно выучивать и
исполнять наизусть музыкальные произведения, пользоваться различными способами
решения технических проблем.
Познавательные критерии сформированности:
 стремление к поиску и разучиванию новых произведений;
 умение анализировать строение текста;
 умение запоминать и пользоваться музыкальными знаниями;
 умение грамотно читать нотный текст с листа.
Обучающийся должен уметь выбирать репертуар, быстро и грамотно читать
нотный текст, самостоятельно расширять музыкальный кругозор при помощи интернетресурсов.
Коммуникативные критерии сформированности:
 умение сотрудничать в процессе совместной деятельности;
 умение грамотно выражать свои мысли относительно музыкального репертуара;
 владение музыкальным этикетом.
Обучающийся должен уметь осмысленно слушать исполнение других музыкантов,
анализировать любое выступление.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

23

Оценка качества реализации программы «Специальность и чтение с листа»
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических
зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и
т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических
зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных
учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих
собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащиеся на
выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень
владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых
произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения
и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или
экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)
«зачет» (без оценки)

Критерии оценивания выступления
технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения
оценка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
недоученный текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового
аппарата и т.д.
комплекс серьезных недостатков, невыученный текст,
отсутствие домашней работы, а также плохая
посещаемость аудиторных занятий
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. С
учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой

24

«+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление
учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального искусства.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
 оценка годовой работы ученика;
 оценка на академическом концерте или экзамене;
 другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе по
специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную
работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога
относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь
различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими
перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а
также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в
классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте
необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения строится с учетом принципа от простого к сложному, опирается на
индивидуальные особенности ученика – интеллектуальные, физические, музыкальные и
эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов – формирование музыкальноисполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику
рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко
и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы,
преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания
музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии,
выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого
сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над
совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью
предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности
преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно
просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания
ладо-тональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между
художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие
музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько
тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося
индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного
25

года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой
характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана
следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки
обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени
технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию,
разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь
поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы
научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие
важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление,
увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества
необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет
значительно активизировать учебный процесс.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
 самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
 периодичность занятий – каждый день;
 количество занятий в неделю – от 2 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального
и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении
педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные
способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре
опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет
отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна
строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из
количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны
присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с
этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор
новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности);
выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над
звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на
уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком
перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все
рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и
фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса Сост. Т.
Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003
2. Аренский А. Фортепианные пьесы/ М., Музыка, 2000
3. Шесть каприсов. У моря. / М., Музыка, 2009
4. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов. композитор, 1991

26

Бах И.-С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010
Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2011
Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011
Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, тт.1, 2, ред. Муджеллини, М.,
Музыка,2012
10. Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009
11. Бах И. С. Концерт фа минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2009
12. Бах И. С. Концерт соль минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2008
13. Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
14. Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992
15. Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012
16. Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992
17. Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011
18. Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010
19. Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010
20. Бетховен Л. Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006
21. Бородин А. Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010
22. «В музыку с радостью» сб., сост. О.Геталова, И.Визная. СПб, «Композитор», 2005
23. Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011
24. Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010
25. Гайдн Й. Концерт Соль мажор для ф-но с орк./М., Музыка, 2000
26. Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М., Музыка, 2011
27. Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010
28. Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
29. Глиэр Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010
30. Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М. Музыка, 2011
31. Григ Э. Концерт для ф-но с оркестром /М., Музыка, 2005
32. Дебюсси К. Детский уголок /СПб, Композитор, 2004
33. Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999
34. Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011
35. Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004
36. Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006
37. Кобылянский А. Шесть октавных этюдов для фортепиано/ М., Музыка, 2010
38. Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М. Музыка, 2010
39. Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
40. Лист Ф. Нетрудные транскрипции для ф-но/ М., Музыка, 2010
41. Лядов А. Избранные сочинения /М., Музыка, 1999
42. Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011
43. Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
44. Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006
45. Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001; 6 кл. – 2002; 7 класс - 2005
46. Моцарт В. Шесть сонатин / М., Музыка, 2011
47. Моцарт В. Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1975
48. Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка, 2010
49. Наседкин А. Шесть прелюдий для фортепиано / М., Музыка, 2008
50. Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет
обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012
51. Прокофьев С. Мимолетности / М., Музыка, 2003
52. Прокофьев С. Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но/ М., Музыка, 2004
53. Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009
54. Рахманинов С. Десять прелюдий. Соч.23 / М., Музыка, 2009
5.
6.
7.
8.
9.

27

55. Рахманинов С. Тринадцать прелюдий. Соч.32 / М., Музыка, 2009
56. Рахманинов С. Шесть музыкальных моментов. Соч.16 / М., Музыка, 2009
57. Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 2011
58. Слонимский С. Альбом популярных пьес / М., Музыка, 2011
59. Фортепианные вариации русских композиторов XVIII-XIX веков / М., Музыка, 2011
60. Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /М.,
Музыка, 2010
61. Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.Е. Гудова, В.
Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011
62. Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка, 2011
63. Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
64. Чайковский П. 12 пьес средней трудности. Соч.40 / М., Музыка, 2005
65. Чайковский П. Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005
66. Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
67. Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009
68. Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004
69. Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
70. Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. РощинаМ., Музыка, 2011
71. Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано. Ред. Л. Оборина, Я. МильштейнаМ., Музыка,
2011
72. Шопен Ф. Экспромты / М., Музыка, 2011
73. Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010
74. Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007
75. Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007
76. Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011
77. Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007
Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952
2. Алексеев А.Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
3. Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
4. Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка,1990
5. Бадура-СкодаЕ.и П. Интерпретация Моцарта /М.,1972
6. Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о "Хорошо
темперированном клавире"/Классика - XXI, 2008
7. Браудо И. Артикуляция. Л.,1961
8. Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л.,1976
9. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.,1966
10. Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
11. Гофман И. Фортепианная игра.
12. Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961
13. Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
14. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии,
Германии 16-18 вв. Л.,1960
15. Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М.,1968
16. Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
17. Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969
18. Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические данные об
исполнительских и педагогических принципах. "Вопросы музыкальной педагогики", 1
выпуск. М.,1979
19. Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка, М.,1986
20. Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965

28

21. Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.,1966
22. Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001
23. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,1988
24. Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Сов.композитор, 1985
25. Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967
26. Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста. Фортепиано, 2004, №№3,4
27. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
28. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
29. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
30. Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967
31. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
32. Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005
33. Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
34. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982
35. Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006
36. Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997
37. Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
38. Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997
39. Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие Советский композитор,1989
40. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969
41. Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб,
Композитор, 2008
42. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974
43. Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988
44. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011
45. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996
46. Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
47. Шнабель А. "Ты никогда не будешь пианистом". Классика - XXI, М.,1999
48. Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926
49. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка, 1975
50. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».