.

Слушание музыки

Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 3
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Струнные инструменты»,
«Народные инструменты», «Хоровое пение»
срок реализации – 8 лет

Предметная область
ПО.02. Теория и история музыки

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
(ПО.02.УП.02.)

п. Саперное 2024 г.

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
Протокол от 26 августа 2024 г. № 1

«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом МУДО
«Шумиловская ДШИ»
от 26 августа 2024 г. № 18

Разработчик:

Шульгина Любовь Евгеньевна,
преподаватель хорового пения и теоретических дисциплин,
первая квалификационная категория

Рецензент:

Волынец Марина Валерьевна,
заместитель директора по учебной-воспитательной работе,
преподаватель теоретических дисциплин и концертмейстер,
высшая квалификационная категория

Рецензент:

Иванова Елена Владимировна,
преподаватель теоретических дисциплин МУДО «Приозерская
ДШИ», высшая квалификационная категория

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
 Срок реализации учебного предмета;
 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
 Форма проведения учебных аудиторных занятий;
 Цель и задачи учебного предмета;
 Обоснование структуры программы учебного предмета;
 Методы обучения;
 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
 Тематический план;
 Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
 Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
 Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
 Учебно-методическая литература
 Учебная литература;

2

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе
примерных учебных программ рекомендованных Министерством культуры РФ под
редакцией И.Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».
Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого,
музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на
основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия
музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в
коллективе.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и
ориентирована на:
 развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся
потребности общения с явлениями музыкального искусства;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;
 формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем
осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального
искусства.
Учебный предмет «Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими
учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и
занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой
составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории
музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области
музыкального исполнительства.
Данная программа составлена на основе программы курса «Слушание музыки» для 13 классов ДМШ и ДШИ Ушпиковой Г. А.
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»
Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших
в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти
лет, составляет 3 года.
Объем учебного времени
Классы
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные занятия

1– 3
147
98
49

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме
мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Рекомендуемая
продолжительность урока в 1 классе 30 минут, со 2 по 3 классы - 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования
представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих
способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального
искусства.
3

Задачи:
 развитие интереса к классической музыке;
 знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков
восприятия образной музыкальной речи;
 воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;
 приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за
движением музыкальной мысли и развитием интонаций;
 осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и
средствах выразительности;
 накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие
музыкального мышления;
 развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой способности
человека к межсенсорному восприятию);
 развитие ассоциативно-образного мышления.
С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые
методы слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети постигают
содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности.
Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании
выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими
умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую
стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно
укрупняется масштаб изучения,
нарастает сложность поставленных задач
(концентрический метод).
Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому,
как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать
интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном
многообразии.
Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития,
вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие
музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное
содержание произведения.
На третьем году обучения решается задача восприятия художественного целого.
Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых
формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму - как результат
развития интонаций. Это помогает восприятию художественного целого.
Методы обучения
4

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе
знакомства с конкретным музыкальным примером);
 поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);
 игровые (разнообразные формы игрового моделирования).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью
(досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными
пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается
современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и
прослушивания музыкальных произведений.
Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться.
II. Содержание учебного предмета

Классы

Распределение по годам
обучения
1
2
3

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

Количество часов на аудиторные занятия (в год)

32

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (за весь период обучения)

98

Количество часов на самостоятельную работу (в неделю)

0,5

0,5

0,5

Количество часов на самостоятельную работу (в год)

16

16,5

16,5

Кол-во часов на самостоятельную работу (за весь период обучения)
Максимальное количество часов занятия (в неделю)

1,5

1,5

1,5

Максимальное количество часов занятия (в год)

48

49,5

49,5

49

Максимальное количество часов занятия (за весь период обучения)
Объем времени на консультации (по годам)

147
-

-

-

Объем времени на консультации (за весь период обучения)

Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем
программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного
предмета.

5

Первый год обучения (1 класс)

VI четверть

III четверть

II четверть

I четверть

№

Всего часов:

Тема
Мир детства в музыке. Музыка для детей и о детях.
П. И. Чайковский. «Детская песенка». Игровые песни. Заклички.
В. А. Моцарт. «Детские игры». Пестушки. Потешки
Ж. Бизе. «Кармен»: хор мальчиков. Прибаутки. Шуточные игровые песни
Р. Шуман. «Детские сцены»: «Игра в жмурки», «Просьба ребенка»,
«Пуганье». Дразнилки. Считалки.
П. Римский-Корсаков. «Садко»: «Колыбельная Волхвы». Колыбельные
песни
А. Лядов. «Детские песни».
М. Мусоргский. «Детская»: «С няней», «С куклой», «В углу», «На сон
грядущий».
Итоговый урок
Рождественские образы в музыке.
Религиозные. Духовные образы в музыке. Молитва.
Праздник Рождество. Рождественские колядки: Образ Богородицы в музыке.
Рождественские образы в западноевропейской музыке Рождественские
образы в русской музыке.
Праздник Святки
Итоговый урок
Образы игрушек, животных и птиц в музыке.
Р. Шуман. «Детские сцены»: «Верхом на палочке».
А. Лядов. «Музыкальная табакерка».
П. Чайковский. Трилогия «Куклы» из «Детского альбома»
К. Дебюсси. Балет «Ящик с игрушками»: «Кукла». 3. Вила Лобос. Сюита
«Мир ребенка», часть I «Куклы»: №6 «Тряпичная кукла.
Маленькая нищенка», №7 «Полишинель».
Ж. Бизе. Сюита «Детские игры»: марш «Труба и барабан», экспромт
«Волчок», дуэт «Маленький муж. Маленькая жена».
К. Дебюсси. «Детский уголок»: ч. 2 «Колыбельная слона», 4. 6
«Кукольный кэк-уок».
К. Сен-Санс. «Карнавал животных». Несколько пьес на выбор педагога.
Куперен. «Жалобные славки». Ж. Рамо. «Курица». Н. Римский- Корсаков.
«Полет шмеля».
Масленица Времена года в народном календаре.
Народный праздник «Масленица» - по сценарию. И. Стравинский
«Петрушка», 4-я картина.
Итоговый урок
Сказочные образы в музыке. Музыка и сказка.
Гномы. 3. Григ. «Кобольд». М. Мусоргский. «Гном» из «Картинок с
выставки».
Баба-Яга. М. Мусоргский. «Картинки с выставки»: «Баба-Яга». А Лядов.
«Кикимора».
М. Равель. «Моя матушка - гусыня»: «Павана спящей Красавицы»,
«Дурнушка, императрица пагод», «Разговор Красавицы и Чудовища».
Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане»: «Царевна Лебедь»
Сказочные птицы. И. Стравинский. «Жар-птица», сюита из балета:
«Пляска Жар-птицы», «Мольбы Жар-птицы».
Итоговый урок

Кол-во
часов

8

7

7

3

7

32

6

Второй год обучения (2 класс)

№

Тема

I четверть

8

II четверть

7

III четверть

10

VI четверть

Картины природы в музыке:
Весна: Э. Григ. Фортепианная пьеса «Весной»
Лето: М. П. Мусоргский. Опера «Сорочинская ярмарка»: симфоническое
вступление «Жаркий летний день в Малороссии»
Лето: М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина»: симфоническое вступление
«Рассвет на Москва – реке»
Осень: П. И. Чайковский. «Времена года». Октябрь – «Осенняя песня»
Зима: Р. Шуман «Дед Мороз». Ф. Лист. «Метель»
Лес: Н. А. Римский – Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже»:
Оркестровое вступление «Похвала пустые»
Море: Н. А. Римский – Корсаков. Опера «Садко». Песни иноземных торговых
гостей.
Итоговый урок.
Образ человека в искусстве:
Р. Шуман. Фортепианное произведение «Грезы». И. С. Бах. Органная хоральная
прелюдия фа минор
Ф. Шопен. Прелюдии для фортепиано №15 ре –бемоль мажор, №18 фа минор.
В. А. Моцарт. «Реквием. Лакримоза». К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»:
мелодия флейты.
Д. Россини. «Севильский цирюльник»: ария дона Базилио
«Клевета». М. Глинка. «Руслан и Людмила»: «Рондо Фарлафа».
C. Прокофьев. «Ромео и Джульетта»: «Танец рыцарей». М. Мусоргский.
«Картинки с выставки»: «Два еврея, богатый и бедный».
С. Прокофьев. «Золушка»: вступление к балету. Л. Бетховен. «К Элизе».
Итоговый урок.
Патриотическая тема в искусстве:
Русские гимны. Екатерининский гимн. Гимн России Многолетия. М. Глинки.
Опера «Иван Сусанин. Славься» А. П. Бородина. Опера
«Князь Игорь. Солнцу красному слава!»
Былины. Былины. «Былина об Илье Муромце». М. Глинка. «Руслан и Людмила»:
первая песня Баяна
А. П. Бородин. «Богатырская симфония». Первая часть (разработка) Н. А.
Римский – Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже»: «Сеча при
Керженце».
С. Прокофьев. «Ледовое побоище». П. Чайковский. Увертюра «1812 год».
B. Калинников. 1-я симфония: II часть и кода финала.
Итоговый урок.
Пасхальная тема в музыке:
Пасха. Пасхальное песнопение – «Христос воскресе». Детски пасхальные песни.
Тропарь Пасхе «Христос воскресе из мертвых».
Задостойники «Ангел вопияше», «Разбойника благоразумнаго» П. Чеснокова.
Колокольный звон. Н. Римский-Корсаков. «Китеж» - фрагмент с ко-локольными
звонами.
М. Мусоргский. «Борис Годунов»: «Сцена колокольного звона»;
«Картинки с выставки»: «Богатырские ворота».
C. Рахманинов. «Первая фортепианная сюита»: ч. IV «Светлый праздник».
Итоговый урок.
Всего часов

Кол-во
часов

8

33

7

Третий год обучения (3 класс)
№

Тема

I четверть

II четверть

7

10

VI четверть

8

III четверть

Пейзаж как основа музыкального художественного образа
А Бородин. Симфоническая картина «В Средней Азии».
Ф. Мендельсон. Симфоническая увертюра «Сон в летнюю ночь». Б. Сметана.
«Моя родина»: ч. II поэма «Влтава».
А. Вивальди. Кончерто гроссо «Времена года»: ч. III «Лето»,
«Летняя фоза» ч. I «Зима», «Сильный ветер - от холода бегут и топают ногами».
С. Прокофьев. «Золушка»: вариации фей Весны, Лета, Осени, Зимы.
.К Дебюсси. Фортепианные прелюдии: «Вереск», «Ветер на равнине», «Терраса,
посещаемая лунным светом».
Итоговый урок.
Фантастика. Легенды в музыке.
Н. Римский-Корсаков. «Садко»: 2-я картина «Берег Ильмень-озера». Х.-В.
Глюк. «Орфей»: II д., 1-я картина.
М. Мусоргский. «Сорочинская ярмарка», фантастическая сцена
«Сонное видение парубка»: «Сонное видение парубка», «Служба Черпобогу»,
«Шабаш».
Р. Вагнер. «Лоэнгрин»: симфоническое вступление
Р. Вагнер. «Валькирия»: «Полет валькирий», «Зажигание огня». П. Дюка.
Симфоническое скерцо «Ученик чародея».
Итоговый урок
Евангельские и библейские образы в русской и западноевропейской музыке
Гимн. Молитва. Стихара. Тропарь. Всенощная.
Литургия. Херувимские
Духовный хоровой концерт. Хорал.
Месса. Реквием. Страсти.
Итоговый урок.
Евангельские образы в русской музыке
Троица.
Летние народные праздники – «Семик» Праздник Ивана Купала
Комическое в музыке.
Д. Россини. «Дуэт кошек». И.- С. Бах. «Шутка». A. Корелли.
«Шутка».
С. Прокофьев. «Болтунья». B. А. Гаврилин. Фортепианная сказка
«Генерал идет».
B. А. Гаврилин. Юмористическая сцена «Ерунда», «Ти-ри-ри» из хоровой
симфонии «Перезвоны».
Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»
Итоговый урок
Всего часов:

Кол-во
часов

3

5

33

Годовые требования. Содержание разделов
Программа знакомит с тремя основными направлениями музыкальной культуры народным, классическим и духовным. Одна и та же тема изучается (там, где это возможно)
на примере всех трех направлений. В этой параллельности ярче ощущается единство всей
музыкальной культуры и специфика основных ее направлений. Программа построена по
концентрическому методу. Темы первого года обучения повторяются во втором и третьем
классах на новом материале, более углубленно и расширенно.
Принцип построения программы - тематический. Основных тем в курсе - пять:
 Картины природы в музыке (2 класс. - 1 ч., 3 класс - 1 ч.)
 Сказочные образы в музыке (1 класс - 4 ч., 3 класс - 2 ч.)
8

 Образ человека в музыке (1 класс - 1 ч., 2 класс - 2-3 ч., 3 класс - 3-4 ч.)
 Народный календарь (1 класс - 2-3 ч., 3 класс - 4 ч.)
 Духовная музыка, библейские и евангельские сюжеты в русской
западноевропейской музыке (1 класс - 2 ч., 2 класс - 3-4 ч., 3 класс - 4 ч.)

и

В каждой четверти изучается одна или две темы, в конце четверти - обобщающий
урок. Музыкальный материал подобран, по возможности, яркий, образный, доступный
детскому восприятию.
Дублирование музыкального материала из курса «Музыкальной литературы»
сознательно избегается.
1 класс (первый год обучения)
I четверть. Знакомство с темой «Мир детства в музыке».
Дети слушают и поют шуточные и колыбельные песни, частушки и потешки,
прибаутки и небылицы, заклички и считалки, а также слушают произведения, в которых
они использованы.
Во II четверти дети узнают о новых образах в музыке на примере вокальной композиции
«Аве Мария» Шуберта, Баха-Гуно, Каччини, Брамса, а также о жанре молитвы (на
примере «Покаянной молитвы о Руси» П. Чайковского, использованной им также в
заключительной пьесе из «Детского альбома» (№24, «В церкви»). Знакомство с темой
«Рождество» проходит на примере симфонического вступления «Святый вечер» к опере Н.
Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» и фортепианного цикла Ф. Листа
«Рождественская елка». Дети принимают участие в подготовке и проведении праздника
Святок.
В III четверти дети знакомятся с музыкальным миром игрушек, животных и птиц на
примерах «Детских игр» Ж. Бизе, «Детского уголка» и балета «Ящик с игрушками» К.
Дебюсси, фрагментами из фортепианной сюиты Э. Вила-Лобоса «Мир ребенка» (часть I
«Куклы»), «Детских сцен» Р. Шумана, «Карнавала животных» К. Сен-Санса, пьес для
клавесина Ж. Рамо и Ф. Куперена, музыки Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского и А.
Лядова. А также участвуют в проведении праздника Масленицы.
В IV четверти дети открывают для себя сказочные образы в музыке. Методически удобно
сравнить образы гномов у Э. Грига и М. Мусоргского, произведения с названием «БабаЯга» у А. Лядова и М. Мусоргского, тему «Сказочные птицы» - у Н. Римского-Корсакова и
И. Стравинского. Дети знакомятся также с сюжетами французских сказок в фортепианном
цикле М. Равеля «Моя матушка - гусыня».
2 класс (второй год обучения)

В 1 четверти дети знакомятся с темой «Картины природы» в музыке, обсуждают
изобразительные возможности музыки (лес, море, метель в произведениях Н. РимскогоКорсакова и Ф. Листа).
Содержанием II четверти является тема «Портрет». Здесь привлечены произведения Баха,
Моцарта, Бетховена, Россини, Шумана, Шопена, Глинки, Мусоргского, Прокофьева.
В III четверти изучается «Патриотическая тема в музыке». Звучат старинные русские
гимны, происходит знакомство с жанрами многолетий, былин, музыкой, посвященной
великим героическим страницам русской истории («Сеча при Керженце» Н. РимскогоКорсакова, «Ледовое побоище» С. Прокофьева, увертюра «1812 год» П. Чайковского).
IV четверть посвящена пасхальной теме в русской музыке. Дети поют пасхальные
детские песни, слушают тропарь Пасхе, пасхальную музыку П. Чайковского и С.
Рахманинова, колокольный звон, знакомятся с его основными разновидностями:
благовестом, набатом, трезвоном, перезвоном, а также примерами колокольного звона из

9

опер Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и
«Борис Годунов» М. Мусоргского.
3 класс (третий год обучения)

В I четверти вводится тема «Музыкальный пейзаж как основа музыкального образа».
Изучается музыкальная картина «В Средней Азии» А. Бородина, прелюдии К. Дебюсси,
увертюра «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона, симфоническая поэма «Влтава» Б.
Сметаны из цикла «Моя родина», «Времена года» А. Вивальди, музыка из балета
«Золушка» С. Прокофьева.
Во II четверти происходит знакомство с темой «Фантастика и легенды в музыке» на
примерах произведений Н. Римского-Корсакова, Р. Вагнера, П. Дюка и А. Лядова.
III четверть посвящена евангельским и библейским образам в русской и
западноевропейской музыке. Ученики узнают об основных жанрах русской духовной
музыки - тропаре, стихире, хоровом концерте, литургии и всенощной, западноевропейской
духовной музыки - хорале, мессе, реквиеме, «страстях» (пассионах).
Заканчивается курс темой «Комическое в музыке» - IV четверть. На музыкальных
примерах прослеживаются разновидности комического - шутка, насмешка, ирония,
гротеск.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых
обеспечивает программа «Слушание музыки»:
 наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских
коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
 способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
музыкального произведения;
 умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего
жизненного опыта или произведениями других видов искусств;
 первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах
выразительности;
 владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое
впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).
Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:
 умение давать характеристику музыкальному произведению;
 создание музыкального сочинения;
 «узнавание» музыкальных произведений;
 элементарный анализ строения музыкальных произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными
принципами проведения и организации всех видов контроля
успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей
обучаемого.
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в
условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих
формах:
- беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;
- обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;

10

- представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций,
письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).
Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль
успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2,
4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках
аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый
зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.

класс

Требования к промежуточной аттестации

1

2

3

Форма промежуточной аттестации /
требования

Содержание промежуточной
аттестации

Итоговый контрольный урок обобщение пройденного понятийного и
музыкального материала.
Наличие первоначальных знаний и
представлений о средствах
выразительности, элементах
музыкального языка.
Наличие умений и навыков:
-слуховое восприятие элементов
музыкальной речи, интонации;
- умение передавать свое впечатление в
словесной характеристике (эпитеты,
сравнения);
- воспроизведение в жестах, пластике,
графике, в песенках-моделях ярких
деталей музыкальной речи
(невербальные формы выражения
собственных впечатлений).
Итоговый контрольный урок.
Наличие первоначальных знаний и
музыкально-слуховых представлений о
способах развития темы и особенностях
музыкально-образного содержания.
Наличие первичных умений и навыков:
- умение охарактеризовать некоторые
стороны образного содержания и
развития музыкальных интонаций;
- умение работать с графическими
моделями, отражающими детали
музыкального развития в незнакомых
произведениях, избранных с учетом
возрастных и личностных возможностей
учащихся.

Первоначальные знания и представления
о некоторых музыкальных явлениях:
звук и его характеристики, метр, фактура,
кантилена, речитатив, скерцо,
соло, тутти, кульминация, диссонанс,
консонанс, основные типы интонаций,
некоторые танцевальные жанры,
инструменты симфонического оркестра.
Музыкально-слуховое осознание средств
выразительности в незнакомых
произведениях с ярким программным
содержанием:
Э.Григ, К.Сен-Санс,
детские альбомы П.И.Чайковского,
Р.Шумана, И.С.Баха, С.С.Прокофьева,
Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина,
В.А.Гаврилина.

Итоговый контрольный урок (зачет).
Наличие первоначальных знаний и
музыкально-слуховых представлений о

Первоначальные знания и музыкальнослуховые представления:
- об исполнительских коллективах;

Первоначальные знания и музыкальнослуховые представления:
- выразительные свойства звуковой
ткани, средства создания музыкального
образа;
- способы развития музыкальной темы
(повтор, контраст);
- исходные типы интонаций (первичные
жанры);
- кульминация в процессе развития
интонаций.
Осознание особенностей развития
музыкальной фабулы и интонаций в
музыке, связанной с театральносценическими жанрами и в
произведениях с ярким программным
содержанием.

11

музыкальных жанрах, простых формах,
инструментах симфонического оркестра.
Наличие умений и навыков:
- умение передавать свое впечатление в
словесной характеристике с опорой на
элементы музыкальной речи и средства
выразительности;
- зрительно-слуховое восприятие
особенностей музыкального жанра,
формы;
- умение работать с графической
моделью музыкального произведения,
отражающей детали музыкальной ткани
и развития интонаций;
- навык творческого взаимодействия в
коллективной работе.

- о музыкальных жанрах;
- о строении простых музыкальных форм
и способах интонационно-тематического
развития.
Музыкально-слуховое осознание и
характеристика жанра и формы в
произведениях разных стилей:
А. Вивальди, И. С. Бах, К. В. Глюк, Ж. Б.
Рамо, Г. Ф. Гендель,
Д. Скарлатти, Дж. Россини, В. Моцарт, Э.
Григ, К. Дебюсси,
Н. А. Римский-Корсаков, П. И.
Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Лядов,
С. С. Прокофьев, Б. Бриттен.

Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание
выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение
первичными навыками словесной характеристики.
Письменные задания - умение работать с графическими моделями произведений,
отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и
личностных возможностей учащихся.
Критерии оценки
«5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном
материале;
«4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен,
допускает ошибки;
«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале,
проявляет себя только в отдельных видах работы.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме
мелкогрупповых занятий.
В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика,
дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.
Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и
творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательнопластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей
к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися,
обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к
общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет
детей к вопросам содержания музыки.
Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает
наличие
многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи
разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки).
Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако
все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на

12

приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию
музыкального языка.
В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный
подход в изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является
носителем смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального
содержания проходит через интонацию (В.В. Медушевский). Сам процесс непрерывного
слухового наблюдения и слежения заключается в способности интонирования мотивов,
фраз внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления.
С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки»
используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных
произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования.
Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея
совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по
сольфеджио, теории, с творческими заданиями.
На уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие
детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью
таких моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности
(характер, герой, музыкальная фабула).
Приемы игрового моделирования:
- отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма,
рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;
- сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;
- графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;
- игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой
на импровизацию в процессе представления;
- исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов,
вариантов оркестровки небольших пьес.
Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания
незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы
развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и
строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к
терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины
и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются
как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже
известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).
Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда
речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания
(эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным
произведением. Сущность слушания музыки можно определить как внутреннее
приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка
может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и
создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.
Материально-технические условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки»
должны обеспечивать
возможность
достижения обучающимися результатов,
установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и
капитального ремонта.

13

Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание
музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:
- учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;
- учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);
- наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, магнитные
доски, интерактивные доски, демонстрационные модели (например, макеты инструментов
симфонического и народных оркестров);
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование
(компьютер, аудио- и видеотехника, мультимедийные энциклопедии);
- библиотеку, помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
VI. Список рекомендуемой учебной и методической литературы
Основная литература:
Ушпикова Г. Слушание музыки. Для 1-3 классы Сост. СПб, 2018
Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2018
Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями),1,2,3 классы.
М., 2018
Первозванская Т.Е. Мир музыки. 1-3 классы. Из. «Композитор»» Санкт- Петербург. 2018
Дополнительная литература:
Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991
Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М.,1996
Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989
Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4.
Сост. Г. Науменко. М., 1986
Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988 Конен В. Дж.
Театр и симфония. М., 1975
Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М., 1959
Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979
Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990
Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982
Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1 - 2. Родная земля. М., 1997
Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.-Л., 1951
Ушпикова Г. Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио. Вып 1. Сост. М.,1996
Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1958
Русское народное музыкальное творчество. Сост. З.Яковлева. М., 2004
Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973
Способин И. Музыкальная форма. М., 1972

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».