.

Ансамбль (гитара)

Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 3
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального искусства
«Народные инструменты»
нормативный срок обучения - 5 лет

Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

АНСАМБЛЬ (ГИТАРА)
(ПО.01.УП.02.)

п. Саперное 2024 г.

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
Протокол от 26 августа 2024 г. № 1

«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом МУДО
«Шумиловская ДШИ»
от 26 августа 2024 г. № 18

Разработчик:

Артамонов Дмитрий Анатольевич,
преподаватель класса народных инструментов

Рецензент:

Волынец Марина Валерьевна,
заместитель директора по учебной-воспитательной работе,
преподаватель теоретических дисциплин и концертмейстер,
высшая квалификационная категория

Рецензент:

Уйменова Валентина Михайловна,
преподаватель класса народных инструментов
МУДО «Приозерская ДШИ»,
высшая квалификационная категория

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
 Срок реализации учебного предмета;
 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
 Форма проведения учебных аудиторных занятий;
 Цель и задачи учебного предмета;
 Обоснование структуры программы учебного предмета;
 Методы обучения;
 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
 Сведения о затратах учебного времени;
 Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
 Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
 Методические рекомендации педагогическим работникам;
 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение

2

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе примерных
учебных программ рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е.
Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Народные
инструменты».
В общей системе профессионального музыкального образования значительное
место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние
годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и
профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и
параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные
ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной
практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются
большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.
Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих
контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.
Данная программа разработана для ансамбля струнных народных инструментов.
Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Реализации данной программы осуществляется со 2 по 5 классы (по
образовательным программам со сроком обучения 5 лет).
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного
общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может
быть увеличен на один год и соответственно составлять 6 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Класс
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные занятия
Консультации (часов в неделю)

образовательного

со 2 по 5 классы
264
132
132
8

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению
учебного заведения.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек).
Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

3

Задачи:
 стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности при игре в ансамбле;
 формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых
для ансамблевого музицирования;
 расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
 решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного
возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе
совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
 развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и
музыкальности;
 обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в
ансамбле;
 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
 формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность»,
а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной программы в
области искусства «Народные инструменты».
Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов
- народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к
сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и
исполнителей на других
инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам
академического или народного пения, хору, а также принимать участие в
театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.
Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для
подготовки игры в оркестре.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
 возраста учащихся;
 их индивидуальных способностей;
 от состава ансамбля;
 от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, объяснение);
4




метод показа;
частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной
задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках
предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными
при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на
русских народных инструментах.
Описание материально – технических условий реализации учебного предмета
Материально – техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем
народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных
оркестровых инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания,
своевременного обслуживания и ремонта.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Ансамбль»:

Год обучения

Распределение по годам
обучения
1
2
3
4

Класс

2

3

4

5

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

Кол-во часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

Количество часов на аудиторные занятия (в год)

33

33

33

33

Общее кол-во часов на аудиторные занятия
(за весь период обучения)

132

Кол-во часов на самостоятельную работу (в неделю)

1

1

1

1

Кол-во часов на самостоятельную работу (в год)

33

33

33

33

Общее количество часов на самостоятельную работу
(за весь период обучения)
Максимальное количество часов занятия (в неделю)

2

2

2

2

Максимальное количество часов занятия (в год)

66

66

66

66

2

-

132

Максимальное кол-во часов занятия (за весь период обучения)
Объем времени на консультации (по годам)
Общее количество часов на консультации
(за весь период обучения)

264
2

2
6

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
 выполнение домашнего задания;
 подготовка к концертным выступлениям;
 посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и
др.);

5



участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

культурно-

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств –
дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.
Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, (только из домр,
балалаек, баянов, гитар, гуслей), так и из различных групп инструментов, куда могут
входить домра, баян и балалайка, гусли, гитара.
Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.
Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования. При
наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа
обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя
ансамбля.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения
учебного материала.
Младшая группа (второй класс)
Для игры в ансамбле требуются определенные музыкально-технические навыки
владения инструментом, которые учащийся приобрёл в первый год обучения.
В первый год обучения ансамблевой игре учащиеся в основном играют дуэты - это
способствует несрабатыванию основного навыка, необходимого при игре в ансамбле умения слушать друг друга.
Следует обращать внимание на правильные приёмы и звук извлечения, следить за
чистотой интонации, за достижением ровности общего звучания, правильного
распределения звучности каждого инструмента, а также за точностью ритма и
соблюдением темпа.
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец апреля - зачет - 2 пьесы наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для составления
репертуара младшей группы ансамбля
Пьесы для дуэта гитар:
Гладков Г. Песня друзей их м/ф «Бременские музыканты» Обр. Калинина В.
Джулиани М. «Аллегро»
Винницкий А. «В цирке»
Иванова Л. «Танец», «Баркарола»
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
Каркасси М. «Аллегретто»
Корелли А. «Сарабанда ре минор»
Кригер И. «Менуэт», «Бурре»
Паркенинг Х. «Два дуэта»
Поплянова Е. «Колыбельная луны», «Старая, старая сказка».
Рехин И. «Марионетки»
Сор. Ф «Мелодия»
Фортеа Ф. «Вальс» Обр. Зубченко О.
Холминов А. русская народная песня «Ой, да ты калинушка».
Пьесы для трио гитар:
Аноним «Сарабанда», «Менуэт»
Бах И. С. «Полонез»
Гладков Г. Песня друзей их м/ф «Бременские музыканты» Обр. Калинина В.
6

Донских В. Детская сюита «Из бабушкиного сундука»
Калинин В. Мексиканская нар. песня «Скамеечка», «Красивое небо»
Паулс Р. «День настанет, ночь растает», «Выйди солнышко»
Польский народный танец «Мазурка» Обр. Зубченко О.
Рогалев И. «Несмеяна из соломы» из музыкальной сюиты «Время чудес»
Телеман Г. Ф. «Менуэт»
Шуберт Ф. «Вальс» Обр. Зубченко О.
Пьесы для ансамбля гитар (I, II, III (бас) группы):
Андреев В. «Бабочка», «Грёзы»
Ф. де Милано «Канцона» Карулли Ф. «Анданте» Кюффнер Й. «Романс»
Леннон Д, Маккартни П. « And I love her», «Леди Мадонна» Переложение
Гильманова Р.
Музыка неизвестного автора «Кубинский народный танец» Обр. Зубченко О.
Поврозняк В. «Весенний вальс» Паулс Р. Колыбельная из к/ф «Долгая дорога в
дюнах».
Старшая группа (третий, четвертый, пятый класс)
Составы ансамблей могут варьироваться. В зависимости от наличия составляющих
инструментов и уровня подготовки учащихся.
Для ансамбля старших классов важно овладеть следующими умениями и навыками игры в
ансамбле:
 чтения с листа новых произведений (обновление и пополнение репертуара);
 умение определить функцию каждого инструмента и работать над точным её
исполнением и строем (н-р: аккомпанемент-точность ритма, мелодия-точность
интонации)
 слушать и понимать исполняемую музыку как в целом так и отдельными
инструментами: слышать тему, подголоски, сопровождение; -умение аккомпанировать
солисту;
 следить за чистотой интонации, за достижением ровности общего звучания, чёткого
выделения мелодических голосов, правильного распределения звучности отдельных
инструментов, выработки правильной трактовки пьес в целом.
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец апреля - зачет - 2 пьесы наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для составления
репертуара старшей группы ансамбля
Пьесы для дуэта гитар:
Гомес В. «Романс» Переложение Катанского А.В.
Вебер К. «Романс»
Зубченко О. «Прелюд-мимолетность»
Карулли Ф. «Рондо»
Кардосо М. «Самба»
Квартомано «Венесуэльский вальс»
Рамо Ж. «Ригодон»
Семензато Д. «Шоро»
Чайковский П.И. «Сладкая греза», «Неаполитанская песенка» из «Детского
альбома»
Хава Нагила Обр. Зубченко О.
Хренников Т. «Колыбельная»
7

Пьесы для трио гитар:
Амброзиус Х. «Сюита Содь-мажор»
Бах И.С. «Менуэт» из Оркестровой сюиты a-moll Вебер К. «Романс»
Л. Де Калль «Анданте и Менуэт» из трио До- мажор Чазарретта А. «Аргентинский
вальс»
Андреев В. Ноктюрн
Вильямс Л. «Буэнос-Айрес»
Витхауэр Гавот
Гаврилин В. Каприччио
Грибоедов А. Вальс
Дюарт Д. «Ковбои»
Еврейская народная песня «Хава Нагила»
Ивановичи И. Вальс «Воспоминание», переложение В. Колосова
Испанский народный танец «Сальвадор», обр. В. Колосова
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:
 развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
 реализацию
в ансамбле индивидуальных практических
навыков игры на
инструменте, приобретенных в классе по специальности;
 приобретение
особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль,
оркестр);
 развитие навыка чтения нот с листа;
 развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
 знание репертуара для ансамбля;
 наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального
коллектива;
 повышение мотивации к продолжению
профессионального обучения на
инструменте.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся;
 промежуточная аттестация;
 итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет
воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль
осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник
учащегося. При оценивании учитывается:
 отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
 качество выполнения предложенных заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время
домашней работы;
 темпы продвижения.

8

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными
формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с
приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно
носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного
материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических
концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет
качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце
учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет
«Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по
окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной
(экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил
неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена
определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем
контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения
и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или
экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)
«зачет» (без отметки)

Критерии оценивания выступления
технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения
отметка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
комплекс недостатков, причиной которых является
отсутствие домашних занятий, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения.

9

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии,
как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою
функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее
сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному
плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по
предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с
учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с
каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек
рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав.
Также можно предложить
использование часов, отведенных на консультации,
предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки
учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в
зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении.
При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных
классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо
распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с
листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до
уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание
учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное
звукоизвлечение, сбалансированную динамику,
штриховую согласованность,
ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен
стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала,
ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного
состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности
данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески
выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.
В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей
(посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов,
от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует
10

переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с
преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные
преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией
другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с
другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в
нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а
также звукового баланса между исполнителями.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Учебная литература
1. Дебюсси К. Детский уголок. Для двух М., 2015
2. Искусство гитарного ансамбля. Вып. 1. Дуэты, трио, квартеты. Для мл. и ср. кл. ДМШ
и ДШИ, С-П. 2018
3. Искусство гитарного ансамбля. Вып. 2. Дуэты, трио. Для ст. кл. ДМШ и ДШИ
4. Мориа П. Классическая гитара в дуэте. Перелож. А. и В. Покровских С-П. 2018
5. Смирнов Ю. Гитара в ансамбле. Для дуэта гитар и камерн. ансамбля С-П. 2018
6. Сниховская Н. Пьесы для гитары. Соло и дуэты. 1–5 кл. ДМШ и ДШИ С-П. 2018
7. Трофимов Д. Cост. Концертные пьесы для двух гитар С-П. 2018
8. Хрестоматия для ансамблей гитаристов: Детская музыкальная школа. Сост. / сост.,
перелож., исп.ред. Зенков А. М.,2020

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».