.

Специальность (труба)

Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 3
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального искусства
«Духовые и ударные инструменты. Труба»
нормативный срок обучения - 5 лет

Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ТРУБА)
(ПО.01.УП.01.)

п. Саперное 2024 г.

«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
Протокол от 26 августа 2024 г. № 1

«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом МУДО
«Шумиловская ДШИ»
от 26 августа 2024 г. № 18

Разработчик:

Маслянко Сергей Андреевич,
преподаватель класса духовых инструментов,

Рецензент:

Волынец Марина Валерьевна,
заместитель директора по учебной-воспитательной работе,
преподаватель теоретических дисциплин и концертмейстер,
высшая квалификационная категория

Рецензент:

Мельников Михаил Сергеевич,
преподаватель класса духовых инструментов
МУДО «Приозерская ДШИ»,
высшая квалификационная категория

Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
 Срок реализации учебного предмета;
 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
 Форма проведения учебных аудиторных занятий;
 Цель и задачи учебного предмета;
 Обоснование структуры программы учебного предмета;
 Методы обучения;
 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
 Сведения о затратах учебного времени;
 Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
 Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
 Методические рекомендации педагогическим работникам;
 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
 Учебно-методическая литература;
 Методическая литература;
 Нотная литература

2

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа учебного предмета «Специальность (труба)» разработана на основе
примерных учебных программ рекомендованных Министерством культуры РФ под
редакцией И. Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства
«Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (труба)» направлен на приобретение
обучающимися знаний, умений и навыков игры на трубе, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие
ученика.
Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой
деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления
самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную
оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателями.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую
направленность учебного предмета «Специальность (труба)», а также возможность
индивидуального подхода к каждому ученику
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно
развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения
профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей,
которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами. Для этого
содержание программы «Специальность (труба)»
организовано по принципу
дифференциации, исходя из диагностики и стартовых возможностей обучающихся в
соответствии со следующими уровнями сложности:
- «Стартовый уровень» - предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого
для освоения содержания программы «Духовые и ударные инструменты».
- «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно ­тематического направления
программы «Духовые и ударные
инструменты».
- «Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического
направления программы «Духовые и ударные инструменты», а также предполагает
углубленное изучение содержания данной программы
и
доступ
к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы «Духовые и ударные инструменты».
Обучение игре на трубе включает музыкальную грамотность, чтение с листа,
навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки
самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой
деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Срок реализации учебного предмета «Специальность (труба)» для детей,
поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с десяти до
двенадцати лет, составляет 5 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного
общего образования или среднего (полного) общего образования и
планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
3

образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может
быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета «Специальность (труба)»:
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

5 лет
924
363
561

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Цели и задачи учебного предмета «Специальность (труба)»
Цель:
Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им
знаний, умений и навыков в области духового исполнительства, а также выявление
наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в
образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего
профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
 развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
 развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы,
музыкальности и артистизма;
 освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального
исполнительства на трубе в пределах программы учебного предмета;
 овладение основными исполнительскими навыками игры на трубе, позволяющими
грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с
листа нетрудного текста;
 развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации
художественного замысла композитора;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
 формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к
продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным
экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные
образовательные программы.
Цель «Стартового уровня»: развитие музыкальных способностей и интенсивное
обучение основам игры на трубе.
Задачи «Стартового уровня»:
Обучающие задачи:
 пробуждение к творческому мышлению и музыкальной фантазии обучающегося;
 формирование навыков подбора мелодии, игры в ансамбле;
 обучение самостоятельной работе над простыми музыкальными произведениями;
 развитие технических навыков;
 развитие эмоциональной отзывчивости в музыке;
 развитие волевых качеств и трудолюбия.
4

Воспитательные задачи:
 формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме через
участие в концертах и творческих мероприятиях;
 воздействие через музыку на нравственность и духовный мир обучающегося.
Цель «Базового уровня»: совершенствование мелодического, гармонического и
полифонического слуха, развитие эмоционально-образной сферы.
Задачи «Базового уровня»:
Обучающие задачи:
 освоение разных видов техники;
 освоение выпускной концертной программы;
 развитие навыков грамотной самостоятельной работы;
 умение самостоятельно и грамотно читать с листа;
 формирование творческого мышления;
 развитие эмоциональной отзывчивости в музыке.
Воспитательные задачи:
 развитие волевых качеств и трудолюбия;
 формирование культуру общения и поведения в социуме через участие в
концертах и мероприятиях;
 умение самостоятельно принимать решения, чувствовать свою ответственность за
коллективные формы деятельности.
Цель «Продвинутого уровня»: подготовка обучающихся к продолжению обучения
в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи «Продвинутого уровня»:
Обучающие задачи:
 освоение концертной программы для поступления в средние профессиональные
учебные заведения;
 проявление исполнительской индивидуальности;
 умение грамотно и самостоятельно работать;
 формирование музыкального кругозора и мышления посредством посещения
концертов профессиональных музыкантов;
 формирование самостоятельного творческого мышления;
 владение различными приемами игры на трубе, осознанная художественная
интерпретация музыкальных произведений.
Воспитательные задачи:
 воспитание музыкального вкуса, ориентация в стилях и жанрах музыки;
 развитие эмоционально-волевых качеств через участие в концертах и
мероприятиях;
 умение самостоятельно принимать решения;
 формирование чувства ответственности за коллективные формы образовательной
деятельности.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (труба)».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
5

 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом
его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и
реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (рассказ, беседа, объяснение);
 практический (выработка игровых навыков, работа на инструменте, упражнения);
 наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация преподавателем игровых
движений и приемов игры на трубе);
 объяснительно-иллюстративный (игра педагогом произведения ученика с
комментариями);
 репродуктивный (повторение учеником игровых приемов по образцу
преподавателя);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов; художественные впечатления).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного
исполнительства на трубе.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая
база
образовательной
организации
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (труба)»
должны иметь площадь не менее 9 кв.м.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио- и
видеооборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (труба)», на максимальную, самостоятельную нагрузку
учащихся и аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения
Классы

1

2

3

4

5

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

2,5

2,5

Количество часов на аудиторные занятия (в год)

66

66

66

82,5

82,5

Количество часов на аудиторные занятия (за весь период
обучения)

363

Количество часов на самостоятельную работу (в неделю)

3

3

3

4

4

Количество часов на самостоятельную работу (в год)

99

99

99

132

132

6

Количество часов на самостоятельную работу (за весь
период обучения)
Максимальное количество часов занятия (в неделю)
Максимальное количество часов занятия (в год)

561
5

5

5

6,5

6,5

165

165

165

214,5

214,5

8

8

Максимальное количество часов занятия (за весь период
обучения)
Объем времени на консультации (по годам)
Объем времени на консультации (за весь период
обучения)

924
8

8

8
40

Учебный материал распределяется по годам обучения (классам). Каждый класс
имеет свои дидактические задачи, и объем времени, данное время направлено на освоение
учебного материала.
Объем времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической
целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев
и др.);
 участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской
деятельности образовательной организации и др.





Годовые требования по классам
Требования по специальности для обучающихся на трубе сроком 5 лет те же, что и
при 6-летнем обучении, но осваиваются в несколько сжатой форме и частично
перемещены с учетом возрастной специфики учащихся.
Репертуар должен во всех классах включать в себя разнохарактерные произведения
различных стилей, жанров, при этом общий уровень сложности может быть несколько
ниже, чем по программе 6-летнего срока обучения. Несколько большее внимание следует
уделить формированию навыков аккомпанемента в младших классах. Ученики,
занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в
концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Основная задача педагога - направить
на максимальную реализацию творческий потенциал ученика, при необходимости подготовить его к
поступлению в образовательную организацию среднего
профессионального образования.
Первый класс
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
 Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.
 Базинг на губах и мундштуке.
 Гаммы: До мажор в одну октаву, ля минор в одну октаву, Соль мажор от ноты «соль»
первой октавы до ноты «ре» второй октавы, ми минор от ноты «ми» первой октавы до
ноты «си» первой октавы, Фа мажор от ноты «фа» первой октавы до ноты «до» второй
октавы, ре минор в одну октаву. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
 8-10 упражнений и этюдов (по нотам).
 6-8 пьес.
7

Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы.
М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005
Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы. М.,
2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002:
Сигал Л. “Первые шаги”
Сигал Л. “Напев”
Русская народная песня “Зайка”
Чудова Т. “Золотой петушок”
Русская народная песня “Ладушки”
Чудова Т. “Праздник”
Калинников В. “Тень-тень”
Гедике А. “Русская песня”
Английская песня “Бинго”
Английская песня “Дин-дин-дон”
Потоловский И. “Охотник”
Кросс Р. “Коломбина”
Калинников В. “Журавель”
Оффенбах Ж. “Галоп”
Диабелли А. Анданте
Бах И.С. Менуэт
Брамс Й. “Колыбельная”
Гулак-Артемовский С. Ария Карася из оперы “Запорожец за Дунаем”
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:
Самонов А. “Доброе утро”
Самонов А. “Прогулка”
Макаров Е. Марш
Макаров Е. «Мелодия»
Русская народная песня “Не летай, соловей”
Алескеров С. “Песня”
Русская народная песня “Соловей Будимирович”
Моцарт В. “Аллегретто”
Бах И.С. “Пьеса”
Кабалевский Д. “Песня”
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:
Терегулов Е. “Лунная дорожка”
Пирумов А. “Былина”
Макаров Е. “Труба поет”
Нурымов Ч. “В горах”
Ботяров Е. “Прогулка”
Мильман Е. Прелюдия
Макаров Е. “Вечер”
Ботяров Е. “Колыбельная”
8

Кабалевский Д. “Маленькая полька”
Газизов Р. “Веселый пешеход”
Ботяров Е. “Труба и барабан”
Терегулов Е. “Старинный танец”
Чайковский П. “Дровосек”
Макаров Е. “Эхо”
Миришли Р. “Мелодия”
Бетховен Л. “Цветок чудес”
Чайковский П. “Русская песня”
Волоцкой П. “Хрестоматия педагогического репертуара для трубы младшие
классы”. Ч. 1: I-III классы ДМШ - М., 1963:
Русская народная песня “На зеленом лугу”
Украинская народная песня “Лисичка”
Бетховен Л. “Торжественная песнь”
Украинская народная песня “Журавель”
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Калинников В. “Тень-тень”
Английская песня “Бинго”
2 вариант
Брамс Й. ” Колыбельная”
Бах И.С. Менуэт
3 вариант
Бах И.С. Пьеса
Моцарт В. Аллегретто
Второй класс
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
 Занятия постановки дыхания без трубы.
 Базинг на губах и мундштуке.
 Гаммы: Ре мажор, си минор, Си-бемоль, соль минор, Ми-бемоль мажор, до минор, Ля
мажор, фа-диез (все в одну октаву). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
 8-10 упражнений и этюдов (по нотам).
 6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы.
М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 1. М., 2005
Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы. М.,
2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды» М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002
Гендель Г. “Тема с вариациями”
9

Шуберт Ф. “Цветы мельника”
Лойе Ж. “Гавот”
Лысенко Н. Песня Выборного из оперы “Наталка-Полтавка”
Чайковский П. “Старинная французская песенка”
Дюссек Я. “Старинный танец”
Шуберт Ф. “Колыбельная”
Шуберт Ф. “Тамбурин”
Шуберт Ф. “Форель”
Моцарт Л. Бурре
Чайковский П. “Сладкая греза”
Моцарт В. Ария из оперы “Волшебная флейта”
Аноним XVIII в. “Интрада”
Перселл Г. “Маленький марш”
Варламов А. “Красный сарафан”
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965:
Глинка М. “Патриотическая песнь”
Книппер Л. “Полюшко-поле”
Бетховен Л. “Волшебный цветок”
Русская народная песня “Родина”
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:
Свиридов Г. Колыбельная песенка
Мухатов Н. “В школу”
Гречанинов А. Марш
Пикуль В. Хорал
Дешкин С. “Марш юных пионеров”
Щелоков В. “Сказка”
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:
Моцарт В. Вальс
Ботяров Е. “Песня в пути”
Кабалевский Д. “Хоровод”
Шуман Р. “Совенок”
Кабалевский Д. “Вприпрыжку”
Брамс Й. “Петрушка”
Русская народная песня “Сенокос”
Перселл Г. “Трубный глас”
Чешская народная песня “Пастух”
Волоцкой П. “Хрестоматия педагогического репертуара для трубы». Младшие
классы. Ч. 1: I-III классы ДМШ. - М., 1963:
Шейн И. “Гальярда”
Русская народная песня “Уж как во поле калинушка стоит”
Люлли Ж. ”Песенка”
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Шуберт Ф. “Цветы мельника”
Лойе Ж. Гавот
2 вариант
Лысенко Н. Песня Выборного из оперы “Наталка-Полтавка”
Шуберт Ф. “Форель”
3 вариант
Дюссек Я. “Старинный танец”
Чайковский П. “Старинная французская песенка”

10

Третий класс
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
 Занятия постановки дыхания без трубы.
 Базинг на губах и мундштуке.
 Гаммы: Ми мажор, до-диез минор, Ля-бемоль мажор, фа минор, Си мажор, соль-диез
минор (все в одну октаву). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.
 8-10 упражнений и этюдов (по нотам).
 6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Младшие классы.
М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 2. М., 2005
Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Младшие классы. М.,
2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 1. Ч. 1-4. М., 2002:
Глинка М. “Попутная песня”
Бетховен Л. Контрданс
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы “Порги и Бесс”
Бонончини Дж. Рондо
Перселл Г. “Трубный глас и ария”
Скрябин А. Прелюдия
Чайковский П. Вальс из балета “Спящая красавица”
Бах И.С. Ария
Власов Н. «Золотая труба». 2 часть. Ч. 1-4. М., 2002:
Моцарт В. “Майская песня”
Россини Дж. Марш из увертюры к опере “Вильгельм Телль”
Гендель Г. “Песнь Победы”
Глюк Х. “Веселый хоровод”
Форе Г. Мелодия
Фрескобальди Дж. “Прелюдия и токката”
Дворжак А. Мелодия
Верди Дж. Марш из оперы “Аида”
Россини Дж. Хор швейцарцев из оперы “Вильгельм Телль”
Шуман Р. “Смелый наездник”
Митронов А. Школа игры на трубе. 1 раздел. М.-Л., 1965:
Глюк Х. Гимн из оперы “Ифигения в Тавриде”
Глюк Х. Хор из оперы “Ифигения в Тавриде”
Римский-Корсаков Н. Третья песня Леля из оперы “Снегурочка”
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. 1-3 классы ДМШ. М., 1983:
Барток Б. “Песня”
Щелоков В. “Шутка”
Гендель Г. “Ларго”
11

Бах И.С. “Бурре”
Прокофьев С. Марш
Шостакович Д. Колыбельная
Щелоков В. “Баллада”
Щелоков В. “Маленький марш”
Бах И.С. Гавот
Глинка М. “Жаворонок”
Асафьев Б. “Скерцо”
Щелоков В. “Детский концерт”
Моцарт В. Сонатина
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991:
Глинка М. “Ты, соловушка, умолкни”
Блантер М. Колыбельная
Гречанинов А. “На велосипеде”
Чайковский П. “Итальянская песенка”
Щелоков В. «Проводы в лагерь» из «Пионерской сюиты»
Волоцкой П. “Хрестоматия педагогического репертуара для трубы». Младшие
классы. Ч. 1: I-III классы ДМШ. - М., 1963:
Гайдн И. “Песенка”
Бетховен Л. “Шотландская песня”
Григ Э. “Норвежская народная песня”
Рамо Ж. Ригодон
Григ Э. Норвежский танец
Рамо Ж. “Менуэт в форме рондо”
Майкапар С. Юмореска
Примеры программы переводного экзамена
1 вариант
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы “Порги и Бесс”
Перселл Г. “Трубный глас и ария”
2 вариант
Дворжак А. Мелодия
Верди Дж. Марш из оперы “Аида”
3 вариант
Фрескобальди Дж. Прелюдия и токката
Шуман Р. “Смелый наездник”
Четвертый класс
За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и
экзамен во втором полугодии.
 Занятия постановки дыхания без трубы.
 Базинг на губах и мундштуке.
 Гаммы: ре-диез минор, Ми мажор, фа минор (все в одну октаву), Фа-диез мажор, Соль
мажор, Ля-бемоль мажор (все в две октавы). Гаммы исполняются штрихами деташе и
легато.
 8-10 упражнений и этюдов (по нотам).
 6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Старшие
классы. М., 2011
12

Митронов А. Школа игры на трубе. 2 раздел. М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть первая. М.,1982
Усов Ю. Школа игры на трубе М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 3. М., 2005
Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы. М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 2. Ч. 1-4. М., 2002:
Форе Г. Пьеса
Григ Э. “Норвежский танец” №2
Бах И.Х. “Торжественный марш”
Шуман Р. “Веселый крестьянин”
Рамо Ж. Ригодон
Шуберт Ф. “Ave Maria”
Гендель Г. Пассакалия
Чудова Т. Концертная пьеса с вариациями
Гречанинов А. “Весельчак”
Джоплин С. “Артист”
Рахманинов C. “Русская песня”
Чайковский П. Антракт ко 2 действию балета “Лебединое озеро”
Чайковский П. Неаполитанский танец из балета “Лебединое озеро”
Госсек Ф. Гавот
Моцарт В. Рондо
Сен-Санс К. «Лебедь» из сюиты “Карнавал животных”
Марчелло Б. “Аллегро” из Сонаты №3
Гайдн Й. “Рондо в венгерском стиле”
Глюк Х. Мелодия из оперы “Орфей”
Марчелло А. Концерт: 2 и 3 части
Митронов А. Школа игры на трубе. 2-3 разделы. М.-Л., 1965:
Глинка М. “Рыцарский романс”
Моцарт В. “Ave Verum”
Гендель Г. Ария из оперы “Ринальдо”
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы. М., 1981
Бах И.С. “Сицилиана”
Глинка М. “Северная звезда”
Чайковский П. “Юмореска”
Римский-Корсаков Н. Песня индийского гостя из оперы “Садко”
Гуно Ш. “Серенада”
Тартини Дж. “Ларго и аллегро” из Сонаты g-moll для скрипки и ф-но
Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы Ч. II: 4-5
классы ДМШ. М., 1966:
Бах И.С. “Сарабанда”
Хренников Т. «Как соловей о розе» из музыки к комедии В.Шекспира “Много
шума из ничего”
Гайдн Й. Каватина из оратории “Времена года”
Щелоков В. “Арабеска”
Глиэр Р. “Эскиз”
Шостакович Д. Прелюдия №1
Бетховен Л. Вариации на тему Гретри из оперы “Ричард Львиное сердце”
Примеры программы переводного экзамена
13

1 вариант
Григ Э. Норвежский танец №2
Чудова Т. Концертная пьеса с вариациями
2 вариант
Сен-Санс К. “Лебедь” из сюиты “Карнавал животных”
Чайковский П. Неаполитанский танец
3 вариант
Марчелло А. Концерт 2 и 3 части
Пятый класс
Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение
преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед итоговым
экзаменом учащийся обыгрывает выпускную программу на зачетах, классных вечерах и
концертах.
 Базинг на губах и мундштуке.
 Гаммы: Ля мажор, фа-диез минор, Си-бемоль мажор, соль минор (все в две октавы).
Гаммы исполнять в подвижном темпе различными штрихами.
 8-10 упражнений и этюдов (по нотам).
 6-8 пьес.
Примерный репертуарный список
Упражнения и этюды
Власов Н. «Золотая труба». Ежедневные упражнения для ДМШ. Старшие
классы. М., 2011
Митронов А. Школа игры на трубе. 3 раздел. М.-Л., 1965
Баласанян С. Школа игры на трубе. Часть вторая. М., 1982
Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1991
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. Раздел 4. М., 2005
Власов Н. “Золотая труба”. Избранные этюды для ДМШ. Старшие классы.
М., 2010
Иогансон А. Избранные этюды. М., 1999
Баласанян С. Школа игры на трубе. Раздел «Этюды». М., 1982
Вурм В. Избранные этюды для трубы. М., 1984
Брандт В. 34 этюда для трубы. М., 1985
Пьесы
Власов Н. «Золотая труба». Часть 3. Ч. 1-4. М., 2002:
Моцарт В. Адажио
Брамс Й. Вальс
Обер Л. “Тамбурин”
Шуберт Ф. “Музыкальный момент” №3
Пешетти Д. “Престо”
Гендель Г. Прелюдия
Бах И.С. “Ариозо”
Мартини Дж. “Восторг любви”
Дюран А. “Чакона”
Боккерини Л. “Марш” из Соната В-dur
Форе Г. “Павана”
Бах И.Х. “Адажио”
Бизе Ж. Сюита из оперы “Кармен”
Власов Н. Золотая труба. 4 часть. Ч. 1-4. М., 2002
Мусоргский М. “Слеза”
14

Брамс Й. Венгерский танец №5
Беллини В. Каватина из оперы “Норма”
Чайковский П. “Осенняя песнь”
Бетховен Л. Сонатина
Клементи М. Сонатина
Бах И.С. Соната 3 и 4 части
Марчелло Б. Сонаты №№1,2,3,4,5
Марчелло А. Концерт
Усов Ю. Хрестоматия для трубы. Старшие классы. М., 1981:
Щелоков В. Концерт №3
Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. II: 4-5
классы ДМШ. М., 1966:
Асафьев Б. Скерцо из Сонаты для трубы и ф-но
Моцарт В. Сонатина, часть 1
Мусоргский М. Пляска персидок из оперы “Хаванщина”
Григ Э. “Сон”
Пуленк Ф. Новеллетта №1
Марчелло Б. Скерцандо
Примеры программы
1 вариант
Беллини В. Каватина из оперы “Норма”
Брамс Й. “Венгерский танец” №2
2 вариант
Бах И.С. “Ариозо”
Марчелло Б. Соната №1: 1 и 2 части
3 вариант
Чайковский П. “Осенняя песнь”
Щелоков В. Концерт №3
III. Требования к уровню подготовки учащихся










Реализация программы обеспечивает:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности трубы для достижения наиболее
убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать
репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм;
знание репертуара для трубы, включающего произведения разных стилей и жанров
(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные
миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей трубы;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами
техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических
приемов;
15

 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
 наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
 текущий контроль успеваемости учащихся
 промежуточная аттестация
 итоговая аттестация.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет
воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль
осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник
учащегося. В них учитываются:
 отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
 качество выполнения предложенных заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время
домашней работы;
 темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными
формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с
приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты,
экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить
рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного
материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и
зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет
качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в
конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет
«Специальность (труба)». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных
занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках
промежуточной (экзаменационной аттестации).
На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем
образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения
обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала
проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются
учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания по предмету, реализуемые в
соответствующем учебном году.
16

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил
неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена
определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о
текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся.
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество
владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в
рамках представленной концертной программы.
На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей документации.
Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (в
результате болезни или в других исключительных случаях, документально
подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной
срок без отчисления из образовательного учреждения, но не позднее шести месяцев с даты
выдачи документа, подтверждающего наличие указанной уважительной причины
(согласно Положению о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся,
освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в
области искусств).
Критерии оценок
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, включающие
методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По
итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)
Зачет (без оценки)

Критерии оценивания исполнения
технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе
обучения
оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно:
недоученный текст, слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового
аппарата и т.д.
комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия
домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных
занятий
Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:
 оценка годовой работы учащегося;
 оценки за академические концерты или экзамены;
 другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие
параметры:
 продемонстрирован достаточный технический уровень владения инструментом;
 раскрыт художественный образ музыкального произведения;
17



отражено понимание в исполнительской интерпретации стиля исполняемого
произведения.
На выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной системе («отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды
оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному
продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и
учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития
музыкальных способностей.
Необходимым условием для успешного обучения на трубе является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук,
корпуса, исполнительского дыхания.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При
освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала
рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических,
ритмических и т. д.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой –
важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно
проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания
педагога.
При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и
регулярно проверять их выполнение.
В учебной работе также следует использовать переложения произведений,
написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в
которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности
трубы.
В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь
между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
2. Периодичность занятий – каждый день.
3. Количество занятий в неделю – от двух до четырех часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на
подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного
общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном
заведении и методической целесообразности.
4. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре
опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет
отрицательным.
5. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и
должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи
18

должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. Возможные виды домашнего
задания:
 упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
 работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
 работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы);
 чтение с листа.
6. Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней работы
ученика.
7. Для успешной реализации программы «Специальность (труба)» ученик должен
быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио и видеотекам,
сформированным по учебным программам.
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Список нотной литературы
1. Арбан Ж. Школа игры на трубе. М., 1954; М., 1964; М., 1970
2. Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1972
3. Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1982
4. Власов Н. Золотая труба: Школа игры на трубе. Ч. 1-4. М., 2002
5. Кобец И. Начальная школа игры на трубе. - Киев, 1970
6. Колин Ч. Школа игры на трубе. ч.1
7. Липкин Л. Начальные уроки игры на трубе. - М., 1959
8. Лютак Л. Школа игры на трубе. Варшава, 1966
9. Митронов А. Школа для трубы. М.-Л., 1956
10. Митронов А. Школа игры на трубе. М. - Л., 1965
11. Прокофьев С. Практическое пособие игры на трубе. - Л., 1968
12. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. I - М., 1948
13. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. II - М., 1948
14. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. Ill - М., 1948 Табаков
М. Школа обучения игре на трубе. Ч. 4 - М., 1953
15. Усов Ю. Школа игры на трубе. - М., 1985
16. Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. - М., 1979
Хрестоматии для трубы
1. Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. 1: I-III классы
ДМШ. - М., 1963
2. Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. II: 4-5 классы
ДМШ.- М., 1966
3. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-II классы ДМШ. - М.,
1973; 1980
4. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 3-4 классы ДМШ.- М.,
1979
5. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие классы ДМШ.
- М., 1981
6. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-III классы ДМШ. М.,
1983
Сборники этюдов и упражнений для трубы
1. Баласанян С. Избранные этюды для трубы. - М., 1966
2. Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. I. М., 1951
3. Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. II. М., 1952
4. Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. III. М., 1953
19

5. Баласанян С. 25 легких этюдов. - М., 1954
6. Бердыев Н. Этюды для трубы. - М., 1964
7. Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. - Киев, 1968
8. Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. Тетр. 1.- Киев, 1969
9. Бердыев Н. 30 этюдов для трубы. Киев, 1976
10. Брандт В. 34 этюда для трубы.- М., 1960
11. Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. Варшава, 1972
12. Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. Варшава, 1972
13. Вурм В. Избранные этюды (62) для трубы. - М., 1948
14. Вурм В. Избранные этюды для трубы. - М., 1984
15. Вурм В. 45 легких этюдов для трубы. М., 1969
16. Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. - М., 1960
17. Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. - М., 1963
18. Кобец И. Тематические этюды для трубы. Киев, 1969
19. Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. М., 1969
20. Чумов Л. Легкие этюды и упражнения для трубы. М., 1973
21. Чумов Л. Легкие этюды для трубы. - М., 1980
22. Ян-Борисов А.Ежедневные упражнения для трубы. Ч.1-4. М.,2003
Сборники пьес для трубы
1. Альбом ученика-трубача. I-II классы. Сборник. / Сост. Бело-фастов О., Киев, 197
2. Зарубежные классики. Сборник легких пьес. М., 1959
3. Избранные 12 пьес Грига Э. Сборник. М.-Л., 1950
4. Легкие пьесы для трубы. Сборник Болотина С. - Л., 1964
5. Легкие пьесы для трубы Болотина С. Сборник. - Л., 1968
6. Легкие пьесы для трубы. I-III классы. Сборник. Сост. Усов Ю. - М., 1970
7. Легкие пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. /Сост. Чумов Л. М.,
1974
8. Лубочек. Сборник пьес. / Сост. Шлег Л.-М., 1979
9. Музыка для трубы. Сборник пьес. - Будапешт, 1971
10. Переложения и обработки для трубы и фортепиано. Сборник. /Сост. Болотин С. - М.Л., 1952
11. Произведения советских композиторов для трубы. Сборник. /Сост. Чумов Л. - М., 1974
12. Пьесы для трубы. Сборник / Ред. Еремина С. - М., 1963
13. Пьесы для трубы советских композиторов. Сборник. М., 1971
14. Пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. / Сост. Чумов Л. М., 1975
15. Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. Новиков В. -М., 1983
16. Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. Еремин С. -М., 1974
17. Пьесы Шумана Р. (из "Альбома для юношества"). Сборник. - М., 1965
18. Пьесы советских композиторов. Сборник. / Сост. Чумов Л. - М., 1978
19. Пьесы советских композиторов для трубы. Сборник. / Сост. Чумов Л. - М., 1980
20. Русские классики. Сборник легких пьес. / Сост. Волоцкой П., Липкин Л. - М., 1960
21. Сборник педагогического репертуара ДМШ / Сост. Еремин С. - М., 1954
22. Сборник пьес для трубы. / Сост. Табаков М., Орвид Г. - М., 1954
23. Сборник пьес для трубы / Сост. Озол К. Рига, 1962
24. Сборник пьес для трубы. № 1. - Прага, 1969
25. Сборник пьес для трубы. № 2. - Прага - Братислава, 1969
26. Сборник пьес для трубы. / Сост. Крумифер Г. - Лейпциг, 1969
27. Сборник пьес для трубы венгерских композиторов. - Будапешт, 1971
28. Сборник пьес произведений русских композиторов / Ред. Орвида Г. М., 1947
29. Сборник пьес советских композиторов для трубы. М., 1966
30. Сборник танцев и мелодий для трубы. / Сост. Калиновский И.. -Варшава, 1964
20

31. Старинные концерты для трубы. Сборник. / Сост. Докшицер Т. - М., 1976
32. Советские композиторы. Сборник легких пьес для трубы. /Сост. Волоцкой П., Липкин
Л.. М., 1961
33. Старинные сонаты для трубы. Сборник / Сост. Селянин А. - М., 1977
34. "Три пьесы" Щелокова В. Сборник. М.- Л., 1951
35. Учебный репертуар ДМШ. I класс. Сборник пьес. - Киев, 1978
36. Учебный репертуар ДМШ. II класс. Сборник пьес. - Киев, 1979
37. Учебный репертуар ДМШ. III класс. Сборник пьес. - Киев, 1980
Список методической литературы
1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской
подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев,
1986. С.24-39.1983. Вып. 4. С. 6-19
2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971
3. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра
духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976
4. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и
музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971
5. Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя.
Киев, 1956
6. Волков Н.В. Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и
высшего музыкального образования. Материалы научно- практической конференции.
М., 1997. С 45-47
7. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика/. Наука,
искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II
международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142
8. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука.
Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
9. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987
10. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
11. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыкантаисполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81
12. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994
13. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956
14. Докшицер Т.А. Трубач на коне. М., 1996
15. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над
музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы,
перспективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54
16. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986
17. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сб.
тр. Вып. 45. М., 1979
18. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М., 1986
19. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические
проблемы. М., 1998
20. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
21. Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988
22. Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации).
Минск, 1982
23. Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды
кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И.
Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355

21

24. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические
рекомендации). Минск, 1982
25. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103,
М., 1990
26. Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. Киев, 1989
27. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М.,
1986
28. Усов Ю.А. Методика обучения игры на трубе. М., 1984
29. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».