Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 3
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального искусства
«Духовые и ударные инструменты. Труба»
нормативный срок обучения – 5 лет
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
АНСАМБЛЬ (ТРУБА)
(ПО.01.УП.02.)
п. Саперное 2024 г.
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
Протокол от 26 августа 2024 г. № 1
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом МУДО
«Шумиловская ДШИ»
от 26 августа 2024 г. № 18
Разработчик:
Маслянко Сергей Андреевич,
преподаватель класса духовых инструментов
Рецензент:
Волынец Марина Валерьевна,
заместитель директора по учебной-воспитательной работе,
преподаватель теоретических дисциплин и концертмейстер,
высшая квалификационная категория
Рецензент:
Мельников Михаил Сергеевич,
преподаватель класса духовых инструментов
МУДО «Приозерская ДШИ»,
высшая квалификационная категория
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
2
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе примерных
учебных программ рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И.Е.
Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Духовые и
ударные инструменты».
В общей системе профессионального музыкального образования значительное
место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние
годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и
профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и
параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные
ансамбли духовых инструментов широко распространяются в школьной учебной
практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются
большие классы духовых инструментов, составляющих основу оркестра.
Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих
контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.
Данная программа разработана для ансамбля духовых инструментов.
Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Реализации данной программы осуществляется со 2 по 5 классы (по
образовательным программам со сроком обучения 5 лет).
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного
общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может
быть увеличен на один год и соответственно составлять 6 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Класс
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные занятия
Консультации (часов в неделю)
образовательного
со 2 по 5 классы
264
132
132
6
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению учебного заведения.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек).
Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Задачи:
3
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и
творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых
для ансамблевого музицирования;
расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром;
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного
возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе
совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма
и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в
ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса солиста ансамбля.
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом
«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной
программы в области искусства "Духовые и ударные инструменты".
Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов
с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству
флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль
может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или
народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях
фольклорных ансамблей.
Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень
для подготовки игры в оркестре.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
возраста учащихся;
их индивидуальных способностей;
от состава ансамбля;
от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (рассказ, объяснение);
4
метод показа;
частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной
задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем духовых инструментов в рамках
предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными
при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на
духовых инструментах.
Описание материально – технических условий реализации учебного предмета
Материально – техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем
инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых
инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного
обслуживания и ремонта.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Ансамбль»:
Распределение по годам
обучения
Год обучения
1
2
3
4
Класс
2
3
4
5
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
33
33
33
33
Кол-во часов на аудиторные занятия (в неделю)
1
1
1
1
Количество часов на аудиторные занятия (в год)
33
33
33
33
1
33
1
33
Общее количество часов на аудиторные занятия
(за весь период обучения)
132
Кол-во часов на самостоятельную работу (в неделю)
Кол-во часов на самостоятельную работу (в год)
1
33
1
33
Общее количество часов на самостоятельную работу
(за весь период обучения)
Максимальное количество часов занятия (в неделю)
2
2
2
2
Максимальное количество часов занятия (в год)
66
66
66
66
2
-
132
Максимальное количество часов занятия
(за весь период обучения)
Объем времени на консультации (по годам)
Общее количество часов на консультации
(за весь период обучения)
264
2
2
6
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся
педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
5
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и
др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств –
дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.
Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, так и из различных
групп инструментов.
Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.
Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования. При
наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа
обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению
руководителя ансамбля.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс
имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения
учебного материала.
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются
определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки
совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре
единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
навыки
по
решению
музыкально-исполнительских
задач
ансамблевого
исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями
формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Примерная программа по классам
1 год обучения (2 класс)
Задачи:
Постановка дыхания, простейшие упражнения. Знакомство с работой в ансамбле,
взаимодействие с партнером, правильная динамика, темп, в соответствии с требованиями
автора. Простейшее разделение фактуры на главный и аккомпанирующий голоса.
Годовые требования:
Умение работать в ансамбле, совместное музицирование, несложные пьесы для трех
инструментов.
Украинская народная песня «Журавель»
В.Моцарт «Аллегретто»
В.Моцарт «Вальс»
М.Красев «Топ-топ»
Д.Кабалевский «Маленький марш»
Сигнал «Слушайте все» для трех труб
«Торжественная фанфара» для трех труб
2 год обучения (3 класс)
Задачи:
Работа над точностью исполнения музыкальной фактуры. Умение вести сольную и
аккомпанирующую функцию. Взаимопомощь и взаимопонимание в ансамбле. Правильная
постановка на сцене, правильные сценические движения.
6
Годовые требования:
Умение сыграть аккуратно несложное музыкальное произведение (дуэт, трио, квартет).
Красивая и правильная постановка ансамбля на сцене, правильные сценические движения.
(1 полугодие)
«Спортивная фанфара» для трех труб
Фанфары и пионерские сигналы из Хрестоматии для трубы 1-3 класса
(2 полугодие)
«Пьесы №№3,4» Е.Ботяров
«Песня №3» Е.Ботяров для трех труб
3 год обучения (4 класс)
Задачи:
Работа над техникой, плавное голосоведение, умение передать мелодию из голоса в голос
(от одного инструмента к другому). Исполнение музыкального произведения в
соответствии с авторским замыслом, штрихами и нюансами. Знание своей партии и
партии партнера.
Годовые требования:
Умение исполнять несложное музыкальное произведение на достаточно высоком
исполнительском уровне. Точность в исполнении ритма, взаимодействие с партнером
(партнерами) по ансамблю. Умение передать характер и авторский замысел произведения.
(1 полугодие)
«Московская парадная фанфара» для четырех труб
«Марш из оперы Аида»
( 2 полугодие)
«Песня» Н. Меребишвили для двух труб
«Хор охотников» К.Вебер
4 год обучения (5 класс)
Задачи:
Сложные ансамбли. Комплекс всех пройденных задач:
правильная сценическая постановка и движения
плавная передача и прием мелодии от партнера партнеру
аккомпанирующая и солирующая партии
гибкость в ансамбле и исполнении, взаимопомощи друг другу
единство штриха и настроения
передача формы, замысла автора
Годовые требования:
Соблюдение всех требований и задач, поставленных перед ансамблем на публичных
выступлениях.
(1 полугодие)
«Песня» Н.Меребишвили для двух труб
«Хор охотников»К.Вебер
(2 полугодие)
«Московская парадная фанфара» для четырех труб
«Марш из оперы Аида»
7
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:
развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
реализацию
в ансамбле индивидуальных практических
навыков игры на
инструменте, приобретенных в классе по специальности;
приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль,
оркестр);
развитие навыка чтения нот с листа;
развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
знание репертуара для ансамбля;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального
коллектива;
повышение мотивации к продолжению
профессионального обучения на
инструменте.
Наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, анасамблевом
исполнительству, сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий использовать многообразные возможности трубы для
достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных
эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание репертуара для трубы, включающего произведения разных стилей и жанров
(сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с
программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей трубы;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами
техники
исполнительства,
использованию
художественно
оправданных
технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве участника ансамбля.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
текущий контроль успеваемости учащихся;
промежуточная аттестация;
итоговая аттестация.
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет
воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль
осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник
учащегося. При оценивании учитывается:
8
отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
качество выполнения предложенных заданий;
инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время
домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и
степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными
формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с
приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты,
экзамены.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое
должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения
учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических
концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет
качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце
учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет
«Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по
окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной
(экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил
неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена
определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем
контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения
и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или
экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
Критерии оценивания выступления
технически качественное и художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем требованиям на данном
этапе обучения
отметка отражает грамотное исполнение с небольшими
недочетами (как в техническом плане, так и в
художественном)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
9
2 («неудовлетворительно»)
«зачет» (без отметки)
комплекс недостатков, причиной которых является
отсутствие домашних занятий, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии,
как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою
функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее
сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному
плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по
предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с
учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с
каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек
рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать
состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации,
предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки
учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в
зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении.
При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных
классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо
распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с
листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до
уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание
учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное
звукоизвлечение, сбалансированную динамику,
штриховую согласованность,
ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен
стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала,
ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного
состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности
данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески
выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.
10
В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей
(посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов,
от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует
переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с
преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные
преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией
другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с
другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в
нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а
также звукового баланса между исполнителями.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Список нотной литературы
1. Арбан Ж. Школа игры на трубе. М., 1954; М., 1964; М., 1970
2. Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1972
3. Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1982
4. Власов Н. Золотая труба: Школа игры на трубе. Ч. 1-4. М., 2002
5. Кобец И. Начальная школа игры на трубе. - Киев, 1970
6. Колин Ч. Школа игры на трубе. ч.1
7. Липкин Л. Начальные уроки игры на трубе. - М., 1959
8. Лютак Л. Школа игры на трубе. Варшава, 1966
9. Митронов А. Школа для трубы. М.-Л., 1956
10. Митронов А. Школа игры на трубе. М. - Л., 1965
11. Прокофьев С. Практическое пособие игры на трубе. - Л., 1968
12. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. I - М., 1948
13. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. II - М., 1948
14. Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. Ill - М., 1948 Табаков
М. Школа обучения игре на трубе. Ч. 4 - М., 1953
15. Усов Ю. Школа игры на трубе. - М., 1985
16. Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе. - М., 1979
Хрестоматии для трубы
1. Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. 1: I-III классы
ДМШ. - М., 1963
2. Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. II: 4-5 классы
ДМШ.- М., 1966
3. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-II классы ДМШ. - М.,
1973; 1980
4. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 3-4 классы ДМШ.- М.,
1979
5. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие классы ДМШ.
- М., 1981
6. Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-III классы ДМШ. М.,
1983
Сборники этюдов и упражнений для трубы
1. Баласанян С. Избранные этюды для трубы. - М., 1966
11
2. Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. I. М., 1951
3. Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. II. М., 1952
4. Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. III. М., 1953
5. Баласанян С. 25 легких этюдов. - М., 1954
6. Бердыев Н. Этюды для трубы. - М., 1964
7. Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. - Киев, 1968
8. Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. Тетр. 1.- Киев, 1969
9. Бердыев Н. 30 этюдов для трубы. Киев, 1976
10. Брандт В. 34 этюда для трубы.- М., 1960
11. Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. Варшава, 1972
12. Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. Варшава, 1972
13. Вурм В. Избранные этюды (62) для трубы. - М., 1948
14. Вурм В. Избранные этюды для трубы. - М., 1984
15. Вурм В. 45 легких этюдов для трубы. М., 1969
16. Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. - М., 1960
17. Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. - М., 1963
18. Кобец И. Тематические этюды для трубы. Киев, 1969
19. Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. М., 1969
20. Чумов Л. Легкие этюды и упражнения для трубы. М., 1973
21. Чумов Л. Легкие этюды для трубы. - М., 1980
22. Ян-Борисов А.Ежедневные упражнения для трубы. Ч.1-4. М.,2003
Сборники пьес для трубы
1. Альбом ученика-трубача. I-II классы. Сборник. / Сост. Бело-фастов О., Киев, 197
2. Зарубежные классики. Сборник легких пьес. М., 1959
3. Избранные 12 пьес Грига Э. Сборник. М.-Л., 1950
4. Легкие пьесы для трубы. Сборник Болотина С. - Л., 1964
5. Легкие пьесы для трубы Болотина С. Сборник. - Л., 1968
6. Легкие пьесы для трубы. I-III классы. Сборник. Сост. Усов Ю. - М., 1970
7. Легкие пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. /Сост. Чумов Л. М.,
1974
8. Лубочек. Сборник пьес. / Сост. Шлег Л.-М., 1979
9. Музыка для трубы. Сборник пьес. - Будапешт, 1971
10. Переложения и обработки для трубы и фортепиано. Сборник. /Сост. Болотин С. - М.Л., 1952
11. Произведения советских композиторов для трубы. Сборник. /Сост. Чумов Л. - М., 1974
12. Пьесы для трубы. Сборник / Ред. Еремина С. - М., 1963
13. Пьесы для трубы советских композиторов. Сборник. М., 1971
14. Пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. / Сост. Чумов Л. М., 1975
15. Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. Новиков В. -М., 1983
16. Пьесы русских композиторов. Сборник. / Сост. Еремин С. -М., 1974
17. Пьесы Шумана Р. (из "Альбома для юношества"). Сборник. - М., 1965
18. Пьесы советских композиторов. Сборник. / Сост. Чумов Л. - М., 1978
19. Пьесы советских композиторов для трубы. Сборник. / Сост. Чумов Л. - М., 1980
20. Русские классики. Сборник легких пьес. / Сост. Волоцкой П., Липкин Л. - М., 1960
21. Сборник педагогического репертуара ДМШ / Сост. Еремин С. - М., 1954
22. Сборник пьес для трубы. / Сост. Табаков М., Орвид Г. - М., 1954
23. Сборник пьес для трубы / Сост. Озол К. Рига, 1962
24. Сборник пьес для трубы. № 1. - Прага, 1969
25. Сборник пьес для трубы. № 2. - Прага - Братислава, 1969
26. Сборник пьес для трубы. / Сост. Крумифер Г. - Лейпциг, 1969
27. Сборник пьес для трубы венгерских композиторов. - Будапешт, 1971
12
28. Сборник пьес произведений русских композиторов / Ред. Орвида Г. М., 1947
29. Сборник пьес советских композиторов для трубы. М., 1966
30. Сборник танцев и мелодий для трубы. / Сост. Калиновский И.. -Варшава, 1964
31. Старинные концерты для трубы. Сборник. / Сост. Докшицер Т. - М., 1976
32. Советские композиторы. Сборник легких пьес для трубы. /Сост. Волоцкой П., Липкин
Л.. М., 1961
33. Старинные сонаты для трубы. Сборник / Сост. Селянин А. - М., 1977
34. "Три пьесы" Щелокова В. Сборник. М.- Л., 1951
35. Учебный репертуар ДМШ. I класс. Сборник пьес. - Киев, 1978
36. Учебный репертуар ДМШ. II класс. Сборник пьес. - Киев, 1979
37. Учебный репертуар ДМШ. III класс. Сборник пьес. - Киев, 1980
Список методической литературы
1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской
подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев,
1986. С.24-39.1983. Вып. 4. С. 6-19
2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971
3. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра
духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976
4. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и
музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971
5. Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя.
Киев, 1956
6. Волков Н.В. Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и
высшего музыкального образования. Материалы научно- практической конференции.
М., 1997. С 45-47
7. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика/. Наука,
искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II
международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142
8. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука.
Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
9. Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987
10. Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
11. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыкантаисполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81
12. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994
13. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956
14. Докшицер Т.А. Трубач на коне. М., 1996
15. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над
музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы,
перспективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54
16. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986
17. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сб.
тр. Вып. 45. М., 1979
18. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М., 1986
19. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические
проблемы. М., 1998
20. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
21. Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988
22. Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации).
Минск, 1982
13
23. Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды
кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И.
Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355
24. Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические
рекомендации). Минск, 1982
25. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103,
М., 1990
26. Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. Киев, 1989
27. Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М.,
1986
28. Усов Ю.А. Методика обучения игры на трубе. М., 1984
29. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975
14