.

Образовательная программа "Хоровое пение"

Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств
УТВЕРЖДЕНО
приказом МУДО
«Шумиловская ДШИ»
от «_26_» августа 2024 г. № _18_

Дополнительная предпрофессиональная
программа в области музыкального
искусства
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

2024 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
СОСТАВЛЕНА на основании Федеральных государственных требований к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение»
(Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 1 октября 2018
г. № 1685).
РАССМОТРЕНА на заседании хорового отделения
протокол от 20 мая 2024 г. № _2_
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета
МУДО «Шумиловская детская школа искусств»
протокол от 26 августа 2024 г. № _1_
Разработчики –
Карпонина Н.Д. , преподаватель по классу хорового пения
Шевченко Л.А., преподаватель по классу хорового пения
Маршакова Н.Е., преподаватель по классу фортепиано
Маслянко А.Ю., преподаватель фортепиано и теоретических дисциплин
Шульгина Л.Е., преподаватель по классу хорового пения и теоретических дисциплин

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы.
3. Учебный план.
4. Календарный учебный график.
5. Программы учебных предметов.
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения
образовательной программы учащимися.
7. Программа

творческой,

методической

и

культурно-просветительской

деятельности

образовательного учреждения.

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная предпрофессиональная программа в области
музыкального искусства «Хоровое пение» (далее – программа «Хоровое пение»)
муниципального учреждения дополнительного образования «Шумиловская детская школа
искусств» (далее
- ДШИ) является системой учебно-методических документов.
Программа разработана ДШИ на основании и в соответствии с:
 Федеральным Законом от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального искусства – Фортепиано (Утверждены приказом
Министерства культуры Российской Федерации от 1 октября 2018 г. № 1685) (далее –
ФГТ);
 Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждённой
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №
1726-р).
Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в ДШИ в
первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок
освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего общего
образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования в области
музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Обучение ведется в очной форме.
Программа «Хоровое пение» учитывает возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся и направлена на:
 выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском
возрасте;
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с
необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и
Российской Федерации;
 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации,
реализующие образовательные программы среднего профессионального
образования в области музыкального искусства.
Программа «Хоровое пение» разработана с учетом:
 обеспечения преемственности программы «Хоровое пение» и образовательных
программ среднего профессионального и высшего образования в области
музыкального искусства;
3



сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.

Программа «Хоровое пение» ориентирована на:
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать
и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
 формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
 формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать
основные
профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства;
 выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему
труду,
формированию
навыков
взаимодействия
с
преподавателями,
концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного
отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию
причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению
наиболее эффективных способов достижения результата.
При приеме на обучение по программе «Хоровое пение» детская школа искусств
проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей
проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных
способностей – слуха, ритма, памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий
может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным
сопровождением на фортепиано.
Прием обучающихся осуществляется на основании и с учетом приказа Министерства
культуры Российской Федерации от 14.08.2013 № 1145 «Об утверждении порядка приема
на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области
искусств».
Программа «Хоровое пение» является основой для оценки качества образования. С
целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,
привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного
становления личности детская школа искусств создает комфортную развивающую
образовательную среду, обеспечивающую возможность:
 выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
 организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих
мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад,
творческих вечеров, театрализованных представлений и других);
 посещений обучающимися организаций культуры (филармоний, выставочных
залов, театров, музеев и других учреждений);
 организации творческой и просветительской деятельности совместно с другими
детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными
образовательными организациями, образовательными организациями высшего
4







образования, реализующими образовательные программы в области музыкального
искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры
и искусства, а также современного развития музыкального искусства и
образования;
эффективной
самостоятельной
работы
обучающихся
при
поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Хоровое пение» с учетом индивидуального
развития детей, а также особенностей развития художественного образования в
регионе;
эффективного управления детской школой искусств.

Содержание программы «Хоровое пение» организовано по принципу
дифференциации, исходя из диагностики и стартовых возможностей обучающихся в
соответствии со следующими уровнями сложности:
- «Стартовый уровень» - предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы «Хоровое пение».
Цель «Стартового уровня»: развитие музыкальных способностей и интенсивное
обучение основам хорового пения.
- «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно ­тематического направления программы «Хоровое пение».
Цель «Базового уровня»: совершенствование мелодического, гармонического и
полифонического слуха, развитие эмоционально-образной сферы.
- «Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательнотематического направления программы «Хоровое пение», а также предполагает
углубленное изучение содержания программы «Хоровое пение» и доступ к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы «Хоровое пение».
Цель «Продвинутого уровня»: подготовка обучающихся к продолжению обучения
в средних профессиональных учебных заведениях.
Освоение обучающимися программы «Хоровое пение» завершается итоговой
аттестацией обучающихся, проводимой на основе и с учетом приказа Министерства
культуры Российской Федерации от 09.02.2012 № 86 «Об утверждении Положения о
порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших
дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств» (в ред. приказа
Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 № 1146).
Материально-технические условия реализации программы «Хоровое пение»
обеспечивают возможность достижения учащимися результатов, установленных ФГТ.
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы «Хоровое пение» минимально необходимый перечень
учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического
обеспечения включает в себя:
5




учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» с роялем или
пианино,
 библиотеку
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«фортепиано», оснащены пианино.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м., для
реализации учебных предметов «Ансамбль», – не менее 12 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание
музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»,
«Элементарная теория музыки», оснащены фортепиано или роялями, звукотехническим
оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и
оформлены наглядными пособиями.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов. ДШИ обеспечивает выступления учебных хоровых
коллективов в сценических костюмах.
Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается доступом каждого учащегося
к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, сформированным по
полному перечню учебных предметов учебного плана.
Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными
хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых
произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Хоровое пение».
Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория
и история музыки» обеспечивается каждый учащийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100
учащихся.
Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается педагогическими
работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета. Доля
преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 50
процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по
данной образовательной программе.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Целью реализации программы «Хоровое пение» является обеспечение целостного
художественно-эстетического развития личности и приобретение ею в процессе освоения
программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
6

хорового:
 знание характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и
основных стилистических направлений хорового исполнительства;
 знание музыкальной терминологии;
 умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в
составах хорового и вокального коллективов;
 умение самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
 умение создавать художественный образ при исполнении музыкальных
произведений;
 навыки чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
 первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
 навыки публичных выступлений;
инструментального:
 знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных
стилистических направлений;
 знание музыкальной терминологии;
 умение грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
 умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров
и стилей;
 умение создавать художественный образ при исполнении на фортепиано
музыкальных произведений;
 умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложных музыкальных произведений; - умение исполнять несложные
фортепианные партии (аккомпанемент) в камерно-вокальных произведениях;
 навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;
 навыки подбора по слуху музыкальных произведений;
 первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
 навыки публичных выступлений;
в области е и истории музыки:
 знание музыкальной грамоты;
 знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
 первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
 умение использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом
исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
 умение осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в
письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
 навыки восприятия элементов музыкального языка;
 сформированные ладоинтонационные и метроритмические навыки;
 навыки вокального исполнения музыкального текста, сольфеджирования, пения с
листа;
 навыки анализа музыкального произведения;
 навыки записи музыкального текста по слуху;
 первичные навыки и умения по сочинению музыкального текста.
Результаты освоения программы «Хоровое пение» по учебным предметам обязательной
части должны отражать:
Хор:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому
исполнительству;
7



знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей
хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового
коллектива;
 знание профессиональной терминологии;
 умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;
 навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе,
отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
 сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых
и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в
том числе хоровых произведений для детей;
 наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля
и хорового коллектива.
Фортепиано:
 воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для
достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных
эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
 знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара,
включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические
произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
 знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
 знание профессиональной терминологии;
 воспитание исполнительских качеств;
 навыки слухового контроля, чтения с листа и транспонирования музыкальных
произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;
 навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами
техники
исполнительства,
использованию
художественно
оправданных
технических приемов;
 навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные
художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкальных произведений;
 наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
Основы дирижирования:
 знание основного вокально-хорового репертуара;
 умение создать необходимые условия для раскрытия исполнительских
возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в тематическом
материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
 наличие первичного практического опыта по разучиванию музыкальных
произведений с хоровым коллективом.
Сольфеджио:
 сформированный комплекс знаний, умений и навыков, способствующих
творческой
деятельности
и
отражающих
наличие
у обучающегося
художественного вкуса, звуковысотного музыкального слуха, памяти, чувства лада,
метроритма, в том числе:
 знания музыкальных стилей;
8



первичные теоретические знания в области профессиональной музыкальной
терминологии;
 умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,
записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков
слухового анализа, определять и анализировать аккордовые и интервальные
последовательности;
 умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
 умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические
построения;
 вокально-интонационные навыки.
Слушание музыки:
 наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских
коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
 способность эмоционально воспринимать музыкальные произведения;
 умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего
жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
 первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
 знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно
программным требованиям;
 знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений
зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов,
стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
 умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;
 навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения –
формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических,
ладовых особенностей;
 знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств
(изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные
стилистические направления, жанры;
 знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
 знание профессиональной музыкальной терминологии;
 сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, интерес к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
 умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
 умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
 навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его
понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими
видами искусств.
Элементарная теория музыки:
 знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад,
тональность, интервалы, аккорды, диатоника, альтерация, хроматизм, метр, ритм,
отклонение, модуляция);
 первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального
материала;
9




умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
наличие первичных навыков по анализу музыкального текста с точки зрения его
содержания, формы, жанра, ладогармонических, метроритмических, фактурных,
темповых и других элементов музыкального языка.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план программы «Хоровое пение» разработан ДШИ в соответствии ФГТ
и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры
Российской Федерации.
Учебный план разработан с учетом календарного учебного графика и сроков
образовательного процесса по реализуемой программе «Хоровое пение».
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов
по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем
часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную
нагрузку учащихся).
Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в ДШИ в первый
класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего (полного)
общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
ДШИ может реализовывать программу «Хоровое пение» по индивидуальным
учебным планам, в том числе ускоренное обучение с учетом ФГТ. Право на освоение
программы «Хоровое пение» по индивидуальному учебному плану имеют учащиеся,
имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению
данной программы со второго по седьмой классы включительно. В выпускные классы
(восьмой и девятый) поступление учащихся не предусмотрено.
Учебный план программы «Хоровое пение» предусматривает следующие
предметные области:
 музыкальное исполнительство,
 теория и история музыки;
и разделы
 консультации,
 промежуточная аттестация,
 итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из
учебных предметов.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в
неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не
превышает 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на
консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия
обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ДШИ).
10

При реализации программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет общий объем
аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1933 часа, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство:
УП.01.Хор - 921 час
УП.02.Фортепиано - 329 часов
УП.03.Основы дирижирования - 25 часов;
ПО.02.Теория и история музыки:
УП.01.Сольфеджио - 378,5 часа
УП.02.Слушание музыки - 98 часов
УП.03.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки
обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися
дополнительных знаний, умений и навыков. Объем времени вариативной части,
предусматриваемый на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может
составлять до 40 процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ДШИ вариативной части, а также введении в данный раздел
индивидуальных занятий учитываются исторические, национальные и региональные
традиции подготовки кадров в области музыкального искусства. За счет предусмотренных
ФГТ часов вариативной части увеличен объём часов на учебные предметы обязательной
части с целью углубления подготовки учащихся. В учебном плане указанные эти часы не
суммируются, а в рабочей программе учебного предмета указывается количество часов
учебного предмета как сумма часов.
Количество часов вариативной части
определяется
учебным планом
и
утверждается ежегодно.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем
времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической
целесообразности.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается
учебниками,
учебно-методическими
и
нотными
изданиями,
хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного
времени в следующем объеме: 126 часов при реализации программы «Хоровое пение» со
сроком обучения 8 лет.
Резерв учебного времени устанавливается на основании федеральных
государственных требований из расчета одной недели в учебном году.
Резерв учебного времени – это объем учебного времени, предусмотренный детской
школой искусств дополнительно помимо продолжительности учебных занятий.
В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени может использоваться и после окончания
11

промежуточной аттестации (экзаменационной), а также и при ее отсутствии, с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций
осуществляются в форме:
 индивидуальных занятий
 мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым
учебным предметам – от 2-х человек)
 групповых занятий (численностью от 11 человек).
Детская школа искусств обеспечивает изучение учебного предмета «Хор» на базе
учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры
средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы участвуют в
творческих мероприятиях и просветительской деятельности детской школы искусств.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими организаций культуры (филармоний, выставочных залов,
театров, музеев и других учреждений), участие обучающихся в творческих мероприятиях
и просветительской деятельности детской школы искусств.
Учебные планы являются неотъемлемой частью программы «Хоровое пение»,
принимаются и утверждаются приказом ежегодно, и включены в Приложение 1 данной
образовательной программы.

12

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной программе
в области музыкального искусства «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Срок обучения – 8 лет

839,5

461

378,5

147

49

98

2-11,1315
6

346,5

165

181,5

8,10..-16

Количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов по двум предметным
областям:

1275

33

33

33

33

4

4

4

4

5

5

6/6,5

6,5

3

3

4

4

4

4

329

2-13,15

14

1

1

1





1

2

2

25

14-16











0,5

2

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

3

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1
1

1

1

1

1,5

12

1933
44

6

6,5





7,5

7,5

8,5/9

9,5
19,5

3

17,5/
19



16,5

14

15,5

1976

33

2,4…12,15

921
х

33

Недельная нагрузка в часах

2059

1933
3909

33



Слушание музыки
Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:

32



ПО.02.УП.02
ПО.02.УП.03

8-й класс

658

7-й класс

50

477

6-й класс

75

1135

5-й класс

Основы дирижирования
Теория и история музыки
Сольфеджио

4-й класс

889

3-й класс

1218

2-й класс

Фортепиано

Количество недель аудиторных занятий

2059-2338

12

ПО.01.УП.02.
ПО.01.УП.03
ПО.02.
ПО.02.УП.01

1-й класс

362

Экзамены

1283

Распределение по годам обучения

10,5

ПО.01.УП.01

Зачеты,
контрольные
уроки

1301

Индивидуаль
ные занятия

2576

Обязательная часть
Музыкальное
исполнительство
Хор

Мелкогруппо
вые занятия

19762173,5
1976

Групповые
занятия

40354511,5
4035

Структура и объем ОП

ПО.01.

Аудиторные занятия
(в часах)

Трудоемкость
в часах

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Самост.
работа

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)2)

Трудоемкость
в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальная
учебная
нагрузка

3
13

Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации
К.03.01.
Сводный хор
К.03.02.
Сольфеджио
К.03.03
Фортепиано
К.03.04.
Основы дирижирования
А.04.00.
Аттестация
ПА.04.01.
Промежуточная
(экзаменационная)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
ИА.04.02.01.
Хоровое пение
ИА.04.02.02
Сольфеджио
ИА.04.02.03.
Фортепиано
Резерв учебного времени

1.
2.
3.
4.

2058,5

2

2,5/2

4

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

0,5/0

1

16

2319,5

57
160

2

14

2319,5
4378

2

2*

2*

2*

2*

2*

2*

2*

2*

6

7

7

8,5

9,5

9,5

11

13,5

3

160
94

62

26,5

33

0,5

23,5

33

6,8..16

0,5

20,5

66

214
8

0

19,5

404

15,5

404
148
16

14

В.04.УП.04
Дополнительный предмет
Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:

808
362
24

12,5

Вариативная часть
Вокал
Основы дирижирования
Элементарная теория
музыки

6

В.00.
В.01.УП.01
В.02.УП.02
В.03.УП.03

10

20
10
2

12
2

Годовая нагрузка в часах
12
12
12
12
12
2
2
2
4
4
2
2
2

12
4
4
2

Годовой объем в неделях
7

1

1

1

1

1

1

1

-

2
0,5
0,5
1
8

2

В случае если по учебному предмету «Хор» промежуточная аттестация проходит в форме академических концертов, их можно приравнивать к
зачетам или контрольным урокам.
По учебному предмету «Хор» и консультациям «Сводный хор» предусматриваются аудиторные часы для концертмейстера не менее 80% от объема
аудиторного времени по данному учебному предмету.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебным предметам «Ансамбль» – от 60% до 100%, «Основы дирижирования» и
«Постановка голоса» – до 100% аудиторного времени.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае,
если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую
14

работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее
окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Примечание к учебному плану

1.
2.
3.
4.

При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек;
мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
Учебный предмет «Хор» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов; хор из обучающихся 2–5-х классов; хор из
обучающихся 6–8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной ОП, так и других ОП в области музыкального
искусства.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период
обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и
основного общего образования. По учебным предметам обязательной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим
образом:
«Хор» – 1-5 классы – по 1 часу в неделю, 6-8 классы – по 2 часа в неделю; «Фортепиано» – 2 часа в неделю в первом классе, со второго по четвертый
классы по 3 часа в неделю, с пятого по восьмой классы по 4 часа в неделю; «Основы дирижирования» – 1 час в неделю; «Сольфеджио» – 1 час в
неделю в первом и во втором классах, с третьего по восьмой – 2 часа в неделю; «Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю; «Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.

* Реализация предмета вариативной части «Дополнительный предмет» осуществляется для учащихся желающих изучать предмет не
входящий в основной учебный план учащегося на основании «Порядка освоения учебных предметов, курсов, не входящих в осваиваемую
образовательную программу» утвержденного приказом от 29 мая 2020 г. № 18 на основании заявления родителей (законных представителей)

15

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
При реализации программы «Хоровое пение» в ДШИ продолжительность учебного
года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель.
Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по
восьмой классы 33 недели.
С первого по восьмой классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные
недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за
исключением последнего года обучения. График каникул устанавливается детской
школой искусств самостоятельно.
В течение учебного года, в том числе в каникулярные периоды, обучающиеся
имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в детской
школе искусств в порядке, установленном локальным нормативным актом ДШИ.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 3233 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и
экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на
методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных образовательных программ.
Календарный учебный график
является неотъемлемой частью программы
«Хоровое пение», принимается и утверждается приказом ежегодно, и включен в
Приложение 2 данной образовательной программы.

16

Примерный график образовательного процесса
по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства
«Хоровое пение»
Срок обучения – 8 лет
1. График учебного процесса

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

I
I
I

I
I
I

ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

Всего

24 – 31

=

=

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая аттестация

17 – 23

=

э
э
э
э
э
э
э

Аудиторные занятия

10 – 16

4 – 10

11 – 17

20 – 26

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

26.01 – 1.02

=

=
=
=
=
=
=
=

р
р
р
р
р
р
р
р

Каникулы

=

3–9

=

27.07 – 2.08

=

20 – 26

=

6 – 12

=

13 – 19

=

Август

22 – 28

=

Июль

29.06 – 5.07

=

Июнь

15 – 21

=

=

=
=
=
=
=
=
=
=

Май

1–7

=

=

Апрель

8 – 14

=

Март

25 – 31

=

=

12 – 18

22 – 28

5 – 11

=

Февраль

18 – 24

=
=
=
=
=
=
=
=

1
2
3
4
5
6
7
8

Январь

29.12 – 4.01

15 – 21

1–7

8 – 14

Декабрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

20 – 26

Ноябрь

27.10 – 2.11

6 – 12

13 – 19

22 – 28

Октябрь

29.09 – 5.10

15 – 21

8 – 14

1–7

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

32
33
33
33
33
33
33
33

1
1
1
1
1
1
1
-

1
1
1
1
1
1
1
1

2

18
17
17
17
17
17
17
4

52
52
52
52
52
52
52
40

263

7

8

2

124

404

Каникулы

=

17

5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой
частью программы «Хоровое пение», разработанной педагогическим коллективом ДШИ,
и включены в Приложение 3 данной образовательной программы.
Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру.
Перечень программ учебных предметов по предметным областям:
ПО.01 Музыкальное исполнительство
ПО.01.УП.01. Хор
ПО.01.УП.02. Фортепиано
ПО.01.УП.03. Основы дирижирования
ПО.02. Теория и история музыки
ПО.02.УП. 01. Сольфеджио
ПО.02.УП. 02. Слушание музыки
ПО.02.УП. 03. Музыкальная литература
В.00. Вариативная часть
В.01. Вокал
В.02. Основы дирижирования.
В.03. Элементарная теория музыки
В.04 Дополнительный инструмент*
6. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ УЧАЩИМИСЯ
Порядок проведения промежуточной аттестации установлен ст. 58 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», а также разделом V федеральных
государственных требований.
Промежуточная аттестация определяет успешность (неуспешность) развития
обучающегося и уровень усвоения им программы «Хоровое пение» на определенном
этапе обучения. Промежуточная аттестация позволяет оценить результаты учебной
деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором
полугодии – по каждому учебному предмету.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет,
контрольный урок. Промежуточная аттестация проводится с обязательным методическим
обсуждением результатов зачета членами комиссии.
В соответствии с федеральными государственными требованиями экзамены,
контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических
концертов, исполнения концертных программ, просмотров, выставок, творческих показов,
театральных постановок, письменных работ, устных опросов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В соответствии с
календарным учебным графиком экзамены проводятся по окончании учебных занятий в
учебном году в рамках времени, отведенного на проведение промежуточной
(экзаменационной) аттестации.
Зачеты могут быть дифференцированные и недифференцированные.
Академические концерты предполагают те же требования, которые применяются к
зачетам (публичное исполнение учебной программы или части ее в присутствии
комиссии), и имеют открытый характер (с присутствием родителей, обучающихся и
других слушателей (зрителей).
18

Контрольные прослушивания направлены на выявление знаний, умений и навыков
обучающихся по определенным видам работ, не требующим публичного исполнения и
концертной готовности: проверка навыков самостоятельной работы обучающихся,
проверка технического продвижения, проверка степени готовности обучающихся
выпускных классов к итоговой аттестации и т.д. Контрольные прослушивания
(просмотры) проводятся в присутствии комиссии и могут включать в себя элементы
беседы с обучающимися.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об освоении
программы «Хоровое пение».
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие
типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются детской школой искусств и включены в Приложение 4 к данной
образовательной программе.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями
федеральных государственных требований, соответствовать целям и задачам программы
«Хоровое пение» и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать
оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень
готовности выпускников к возможному продолжению образования по образовательным
программам среднего профессионального образования.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении
поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание
исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено
индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее убедительного
воплощения художественного замысла. Выявлено свободное владение материалом, объём
знаний соответствует программным требованиям.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда
учеником
демонстрируется
достаточное
понимание
материала,
проявлено
индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические
неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность
выполненного задания. Учащийся в целом обнаружил понимание материала.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании
достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся
демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение
элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо
проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает
недостаточное владение техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний,
пробелы в усвоении отдельных тем.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки
и плохое владение материалом. Выявлены значительные пробелы в усвоении темы.
Зачет (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной.
Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст
возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

19

Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации
обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих
испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным
причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность
проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными
нормативными актами детской школы искусств.
Комиссия по проведению промежуточной аттестации назначается приказом
руководителя детской школы искусств.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме в учебном году программу «Хоровое
пение», переводятся в следующий класс.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при
отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Условия и порядок ликвидации академической задолженности определяются
локальным нормативным актом детской школы искусств.
Обучающимся, имеющим академическую задолженность, может предоставляться
возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному
предмету не более двух раз в сроки, определяемые детской школой искусств. В указанный
период не включается время болезни обучающихся.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению детской школы искусств, с
учетом мнения родителей (законных представителей) могут быть оставлены на повторное
обучение (при наличии свободных мест в соответствующем классе), переведены на
другую образовательную программу либо на обучение по индивидуальному учебному
плану. Данное решение принимает педагогический совет.
Освоение обучающимися программы «Хоровое пение» завершается итоговой
аттестацией, которая является обязательной и проводится на основании ст. 59
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также приказа
Министерства культуры Российской Федерации от 09.02.2012 № 86 «Об утверждении
Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся,
освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств» (в
ред. приказа Министерства культуры Российской Федерации от 14.08.2013 № 1146) (далее
– Положение об итоговой аттестации). На основании требований, установленных
Положением об итоговой аттестации, экзаменационная комиссия формируется приказом
руководителя детской школы искусств из числа преподавателей, участвующих в
реализации программы «Хоровое пение», освоение которой будет оцениваться данной
экзаменационной комиссией. Председателя экзаменационной комиссии назначает
учредитель детской школы искусств из числа лиц, имеющих высшее образование в
области соответствующего вида искусств и не являющихся работниками детской школы
искусств. Приказ о назначении председателя экзаменационной комиссии издается не
позднее 10 апреля текущего года. В состав экзаменационной комиссии входят не менее
пяти человек, в том числе председатель экзаменационной комиссии, заместитель
председателя экзаменационной комиссии и иные члены экзаменационной комиссии.
Секретарь экзаменационной комиссии не входит в состав экзаменационной
комиссии.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
детской школой искусств.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
 Хоровое пение;
 Сольфеджио;
 Фортепиано.
20

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Детская школа искусств разрабатывает критерии оценок итоговой аттестации в
соответствии с программой «Хоровое пение». Экзаменационная комиссия вправе
принимать несколько выпускных экзаменов в рамках программы «Хоровое пение».
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании по форме установленного образца, утвержденной приказом Министерства
культуры Российской Федерации от 10.07.2013 № 975 «Об утверждении формы
свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области
искусств».
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой
аттестации неудовлетворительные оценки, а также лицам, освоившим часть программы
«Хоровое пение» и (или) отчисленным из детской школы искусств, выдается справка об
обучении (периоде обучения), форма которой самостоятельно разрабатывается детской
школой искусств.
Справка выдается на основании письменного заявления обучающегося или его
родителей (законных представителей).
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации по уважительной причине (в
результате болезни или по другим уважительным причинам, подтвержденным
документально), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной срок
без отчисления из детской школы искусств, но не позднее шести месяцев с даты выдачи
документа, подтверждающего наличие уважительной причины.
Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине
или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, отчисляются
из детской школы искусств. Указанные обучающиеся вправе пройти итоговую аттестацию
повторно не ранее, чем через шесть месяцев и не позднее, чем через год со дня, когда
данные обучающиеся прошли (или должны были пройти) итоговую аттестацию впервые.
Для прохождения повторной итоговой аттестации данные обучающиеся должны
быть восстановлены в детской школе искусств на период времени, не превышающий
периода, предусмотренного на итоговую аттестацию федеральными государственными
требованиями. Прохождение повторной итоговой аттестации более одного раза не
допускается.
7. ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДШИ
Реализация программы «Хоровое пение» предусматривает разработку и
выполнение программы (планов) творческой, методической, просветительской
деятельности, которые принимаются педагогическим советом детской школы искусств.
Данные виды деятельности являются неотъемлемой составляющей образовательного
процесса и определяют высокий статус детской школы искусств как культурнообразовательного центра.
Данные виды деятельности имеют следующее содержание.
Творческая деятельность – создание, воплощение и интерпретация
художественных образов посредством проведения творческих мероприятий (конкурсов,
фестивалей, концертов, мастер-классов, творческих вечеров, олимпиад, выставок,
театрализованных представлений и др.) с участием обучающихся и педагогических
работников детской школы искусств.
21

Творческая деятельность может осуществляться как самой детской школой
искусств, так и с привлечением профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования, а также учреждений культуры.
Детская школа искусств обеспечивает участие обучающихся в конкурсах,
фестивалях, олимпиадах, выставках, мастер-классах, творческих школах, смотрах и
других мероприятиях, организуемых как в самой детской школе искусств, так и за ее
пределами с учетом мнения преподавателей, которые определяют наиболее эффективный
путь развития творческих способностей обучающихся.
Просветительская деятельность – приобщение граждан страны к ценностям
культуры через различные формы детского творчества, популяризация художественного
образования среди населения, проведение для обучающихся детской школы искусств
комплекса мероприятий с целью их художественно-эстетического воспитания и
образования, в том числе посещение учреждений культуры – театров, выставочных залов,
филармоний, музеев и других.
Просветительство – одна из форм распространения знаний, наиболее доступная
самому широкому кругу слушателей и зрителей. Особенностью просветительской
деятельности детской школы искусств является ее направленность на различные
категории слушателей и зрителей. При этом в просветительской деятельности определена
особая роль обучающихся – как носителей культурных традиций и просветительских идей
(путем участия в многочисленных фестивальных, выставочных мероприятиях) - с одной
стороны, и как субъектов образовательного процесса, получающих в процессе освоения
образовательной программы новые знания, - с другой стороны.
Просветительство является одним из значимых, необходимых для социума видов
деятельности детской школы искусств.
Методическая деятельность в детской школе искусств направлена на сохранение
и развитие лучших традиций отечественной школы художественного образования,
изучение, обобщение, освоение и передачу педагогического опыта, обеспечивающего
качественную реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области
искусств.
Методическая деятельность в детской школе искусств имеет следующее
содержание:
 разработка и совершенствование образовательной программы;
 организация работы методической службы детской школы искусств, отделов и
иных аналогичных структур по обмену и распространению лучшего
педагогического опыта;
 разработка локальных нормативных актов, регламентирующих организацию
образовательного процесса, создание программно-методических комплексов,
обеспечивающих учебный процесс;
 оказание методической помощи и поддержки педагогическим работникам, в том
числе в подготовке к аттестации;
 организация методических мероприятий как внутри детской школы искусств, так и
за ее пределами (конференций, семинаров, практикумов, круглых столов, мастерклассов, открытых уроков), в том числе проводимых совместно с другими
образовательными
организациями
(детскими
школами
искусств,
профессиональными образовательными организациями, организациями высшего
образования);
 контроль и оценка качества программно-методической документации, организация
экспертизы
(рецензирования)
и
подготовка
программно-методической
документации к утверждению;
22




анализ и оценка мероприятий по обновлению содержания образования,
инновационных форм, методов, приемов, средств обучения;
обеспечение педагогических работников информацией, необходимой для решения
профессиональных задач и самообразования.

Требования к методической деятельности, порядок оценки ее результатов
определяются локальным нормативным актом детской школы искусств.
Мероприятия творческой, методической и просветительской деятельности ежегодно
включаются в план работы детской школы искусств.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».