Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 3
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального
искусства «Хоровое пение»
срок реализации – 8 лет
Предметная область: Музыкальное исполнительство
В.00 Вариативная часть
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВОКАЛ
(В.01.УП.01.)
п. Саперное 2024 г.
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
Протокол от 26 августа 2024 г. № 1
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
от 26 августа 2024 г. № 18
Разработчик:
Карпонина Наталья Дмитриевна,
заведующая хоровым отделением,
преподаватель хорового пения и теоретических дисциплин,
высшая квалификационная категория
Рецензент:
Шевченко Лариса Александровна,
преподаватель хорового пения,
высшая квалификационная категория
Рецензент:
Иванова Елена Владимировна,
преподаватель теоретических дисциплин МУДО «Приозерская
ДШИ», высшая квалификационная категория
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Список рекомендуемых нотных сборников;
Список рекомендуемой методической литературы;
2
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Вокал» разработана с учетом федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в
области музыкального искусства «Хоровое пение».
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов
музыкальной
деятельности.
В
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе «Хоровое пение» учебный предмет «Вокал» входит в
вариативную часть.
Сольное пение (вокал) помогает комплексному певческому развитию обучающихся,
занимающихся по предпрофессиональной программе «Хоровое пение», эффективно
развивает его вокальные данные, даёт возможность проявить себя как солисту и, при
наличии хороших природных вокальных данных, совершенствоваться в вокальном
исполнительстве дальше после окончания школы. Пение развивает художественный вкус
детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению
культурного уровня, служит одним из факторов развития слуха, музыкальности ребенка,
помогает формированию интонационных навыков.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения учебного предмета «Вокал», входящего в вариативную часть
программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте
с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 класс).
Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок
обучения может быть увеличен на 1 год.
Возможна реализация программы по индивидуальным учебным планам и по
сокращенной программе.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Вокал»:
Срок обучения
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
8 лет
362
214
148
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная.
Рекомендуемая продолжительность урока со 2 по 8 класс - 40 минут, в 1 классе - 30 мин.
Цели и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области сольного исполнительства, а
также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и
подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие
образовательные программы среднего профессионального образования по профилю
предмета.
Задачи:
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и
артистизма;
3
развитие и укрепление природных вокальных данных;
помощь в развитии умений и навыков хорового исполнительства;
более углублённая работа над разучиванием и исполнением хоровых партий;
индивидуальная работа с солистами хорового коллектива;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот
с листа;
приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у наиболее одарённых выпускников мотивации к продолжению
профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала и поэтического
текста);
наглядный (показ педагога, вокальные, воспроизводящие и творческие упражнения,
деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующая организация целого, репетиционные занятия);
прослушивание и просмотр записей своих выступлений, а также выступлений
выдающихся хоровых коллективов, солистов хоровых коллективов, вокалистов
академического направления и посещение концертов и спектаклей для повышения
общего уровня развития учащихся;
применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с участниками и солистами хорового коллектива являются
наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета
и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового и вокального
исполнительства.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы учебного предмета «Вокал» должны быть созданы
следующие материально-технические условия, которые включают в себя:
концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора,
пультами и звукотехническим оборудованием
4
учебную аудиторию для индивидуальных занятий по учебному предмету «Вокал»
площадью не менее 9 кв. м., оснащенную пианино (роялем);
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Вокал», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и
аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения
Классы
Продолжительность учебных занятий
(в неделях)
Количество часов на аудиторные занятия
(в неделю)
Количество часов на аудиторные занятия
(в год)
Количество часов на аудиторные занятия
(за весь период обучения)
Количество часов на самостоятельную
работу (в неделю)
Количество часов на самостоятельную
работу (в год)
Количество часов на самостоятельную
работу (за весь период обучения)
Максимальное количество
часов занятия (в неделю)
Максимальное количество
часов занятия (в год)
Максимальное количество
часов занятия (за весь период обучения)
1
2
3
4
5
6
7
8
32
33
33
33
33
33
33
33
0,5
0,5
0,5
1
1
1
1
1
16
16,5
16,5
33
33
33
33
33
214
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
16
16,5
16,5
16,5
16,5
16,5
16,5
33
148
1
1
1
1,5
1,5
1,5
1,5
2
32
33
33
49,5
49,5
49,5
49,5
66
362
Аудиторная нагрузка по учебному предмету вариативной части образовательной
программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической
целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Требования по годам обучения
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции
для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде
музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурнодосуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых
мероприятиях.
5
За учебный год на занятиях по «Вокалу» учащийся хорового отделения должен
пройти примерно следующее количество произведений: 1-3 классы – 4-5 произведений; 46 классы – 8-10 произведений; 7-8 классы– 10-12 произведений (включая
прорабатываемые хоровые партии и сольные произведения).
1 год обучения
Общее кол-во
часов
1
2
1
1
2
1
Содержание
1
2
3
4
5
6
7
Певческая установка
Пение вокальных упражнений
Формирование певческого дыхания
Формирование вокально-фонационных навыков
Формирование певческой артикуляции
Формирование звуковысотного интонирования
Пение произведений:
народная песня
классическое произведение
современных авторов
Итого:
3
3
2
16
В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:
правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием
правильно формировать гласные в сочетании с согласными
петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе
использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать
звук, стремиться к естественной вокализации
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:
1-2 несложные народные песни
2-3 несложных классических произведения и современные песни. К «несложным
произведениям» следует отнести простые, как в техническом отношении, так и в
художественном, вокальные произведения.
2 год обучения
Общее кол-во
часов
1
2,5
1
1
2
1
Содержание
1
2
3
4
5
6
7
Певческая установка
Пение вокальных упражнений
Формирование певческого дыхания
Формирование вокально-фонационных навыков
Формирование певческой артикуляции
Формирование звуковысотного интонирования
Пение произведений:
народная песня
классическое произведение
современных авторов
Итого:
3
3
2
16,5
6
На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее
начальных вокально-технических навыков. В результате второго года обучения учащийся
должен:
использовать правильную певческую установку
работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры
выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные
работать над чистотой интонации и выразительностью звука
в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки
осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно подготовиться к
исполнению вокализа.
В течение года учащийся должен проработать:
1-2 народные песни
2-3 несложных классических произведения и современные песни
3 год обучения
Общее кол-во
часов
2,5
1
1
2
1
Содержание
1
2
3
4
5
6
Пение вокальных упражнений
Формирование певческого дыхания
Формирование вокально-фонационных навыков
Формирование певческой артикуляции
Формирование звуковысотного интонирования
Пение произведений:
народная песня
классическое произведение
современных авторов
Итого:
3
4
2
16,5
На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению полученных в
предыдущие годы вокальных и исполнительских навыков, а также:
развитие и укрепление певческого дыхания и чистой интонации
выравнивание звучания по всему диапазону
развитие четкой дикции, выразительности слова
развитие вокального слуха.
Кроме того, учащийся должен:
иметь элементарное представление о строении голосового аппарата и гигиене голоса
распределять дыхание на все протяжение фразы
чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях
стремиться выполнить простейшие исполнительские задачи
В этот период начинается работа над выявлением индивидуального тембра у учащихся. В
течение года учащийся должен проработать:
вокальные упражнения
1-2 народные песни
1-2 несложных романса
2-3 разноплановых произведения небольшого диапазона в удобной тесситуре
7
4 год обучения
Общее кол-во
часов
5
2
2
2
2
Содержание
1
2
3
4
5
6
Пение вокальных упражнений
Формирование певческого дыхания
Формирование вокально-фонационных навыков
Формирование певческой артикуляции
Формирование звуковысотного интонирования
Пение произведений:
народная песня
классическое произведение
современных авторов
Итого:
6
9
5
33
С этого периода обучение становится дифференцированным, т. к. становятся видны
различия в природных данных учащихся. Для некоторых детей процесс технического
овладения вокальным мастерством можно усложнять, для остальных - оставлять на том же
уровне. Некоторые учащиеся 4 года обучения участвуют в конкурсах вокалистов.
Начинается более целенаправленная работа над артикуляцией, т.е. над словом. На этом
этапе обучения учащиеся имеют достаточные вокальные навыки, чтобы отвлечься от
мышечной и интонационной работы голосового аппарата и работать над смыслом, образом
музыкального произведения. Основная работа состоит в развитии и укреплении
певческого дыхания, интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении
исполнительских задач, поставленных педагогом.
Продолжается работа по закреплению полученных в предыдущие годы вокальных и
исполнительских навыков. У учащихся с хорошими музыкальными данными, возможно
расширение диапазона звучания, без форсирования и напряжения. Следует также
закрепить ощущение высокой певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при
пении широких интервалов.
В течение года учащийся должен проработать:
2-3 вокализа
1-2 народные песни
1-2 романса
4-5 разноплановых произведений
5 год обучения
Общее кол-во
часов
5
2
2
2
2
Содержание
1
2
3
4
5
6
Пение вокальных упражнений
Формирование певческого дыхания
Формирование вокально-фонационных навыков
Формирование певческой артикуляции
Формирование звуковысотного интонирования
Пение произведений:
народная песня
классическое произведение
современных авторов
Итого:
6
9
5
33
8
К этому периоду учащиеся уже обладают достаточно сформированными
вокальными навыками, основанными на опыте классической вокальной школы.
Упражнения и вокализы помогают решать различные вокально – технические задачи. Они
являются прекрасным материалом для развития музыкального слуха, певческого дыхания,
подвижности голоса, полезны в работе над чистотой интонирования. Как образцы
итальянского belcanto, они отличаются красивой, выразительной мелодией и исполняются
как вполне самостоятельные, хотя и небольшие музыкальные произведения.
Усложняющийся репертуар требует высокого художественного прочтения, что ведет
к работе не только над приемами вокального мастерства, но и над правильной
интерпретацией произведения. От учащегося требуется глубокое прочтение музыкального
произведения, что приводит к самовыражению посредством пения.
В классе вокала уделяется большое внимание работе над интерпретацией
музыкального сочинения, а это требует работы над: belcanto, cantilena, артикуляцией,
мелодекламацией.
В течение учебного года следует обратить внимание на устранение имеющихся
недостатков в организации процесса певческого дыхания и звуковедения.
Кроме того, следует продолжить работу по выравниванию звучания по всему
диапазону, развитию подвижности голоса, над исполнительскими задачами, включая
музыкальное и смысловое интонирование, эмоциональность исполнения произведений, а
также над развитием навыков публичных выступлений.
Учащийся должен уметь:
владеть выразительным певческим звуком, проявлять элементы артистичности при
выступлении
разбираться в качестве своего звука, уметь анализировать исполнение репертуара
самостоятельно разбирать и прорабатывать вокальные произведения
В течение года учащийся должен проработать:
2-3 вокализа
1-2 народные песни
2-3 романса
4-5 разноплановых произведений
6 год обучения
Общее кол-во
часов
5
2
2
2
2
Содержание
1
2
3
4
5
6
Пение вокальных упражнений
Формирование певческого дыхания
Формирование вокально-фонационных навыков
Формирование певческой артикуляции
Формирование звуковысотного интонирования
Пение произведений:
народная песня
классическое произведение
современных авторов
Итого:
6
9
5
33
К этому периоду обучающиеся уже обладают достаточно сформированными
вокальными навыками упражнения, и вокализы помогают решать различные вокально технические задачи. Они являются прекрасным материалом для развития музыкального
9
слуха, певческого дыхания, подвижности голоса, полезны в работе над чистотой
интонирования.
Репертуар требует высокого художественного прочтения, что ведет к углублённой
детализированной работе не только над приемами вокального мастерства, но и над
правильной интерпретацией композиторского замысла. От обучающегося требуется
артистичное прочтение музыкального произведения, что приводит к самовыражению
внутренней составляющей исполнителя. На уроках уделяется большое внимание работе с
предполагаемым зрителем (визуальный контакт).
В течение всего этого периода следует обратить внимание на устранение
имеющихся недостатков в организации процесса певческого дыхания и звуковедения.
В течение года учащийся должен проработать:
2-3 вокализа
1-2 народные песни
2-3 романса
4-5 разноплановых произведений
7 год обучения
Общее кол-во
часов
5
2
2
2
2
Содержание
1
2
3
4
5
6
Пение вокальных упражнений
Формирование певческого дыхания
Формирование вокально-фонационных навыков
Формирование певческой артикуляции
Формирование звуковысотного интонирования
Пение произведений:
народная песня
классическое произведение
современных авторов
Итого:
6
9
5
33
В 7-м классе на занятиях учебным предметом «Вокал» необходимо развивать
полученные ранее навыки и умения в области хорового и вокального исполнительства.
Предполагается, что певческая установка за предшествующий период прочно усвоена.
Продолжение работы над развитием нижнерёберного дыхания. Проработка смены
дыхания в медленном и быстром темпах. Овладение дыханием на выдержанном звуке,
упорядочение работы дыхания при пении на crescendo и diminuendo.
Возраст семиклассников – 12-13(14) лет. Он характеризуется наличием мутации
голоса у большинства учащихся. Поэтому преподаватель должен учитывать это
обстоятельство и при организации занятий учебным предметом «Вокал», и при подборе
репертуара. Рекомендации для занятий – те же, что и в 6-м классе. Также следует беречь
мутирующий голос ребёнка, подбирая для него произведения в удобной тональности или
транспонируя их.
В 7-м классе закрепляются навыки и умения, полученные в предыдущие годы
обучения. Работа над дикцией заключается в том, чтобы научить детей пользоваться этим
элементом звучности в качестве средства выразительности. Продолжение работы над
чистотой интонации, проводившейся в 5-6 классах.
При решении исполнительских задач на занятиях «Вокалом» в 7 классе
необходимо объединять все элементы: звучание голоса, интонацию, дикцию и дыхание с
выразительностью исполнения и, возможно артистизмом ребёнка. Предполагается
углублённая работа над кантиленой и освоение различных штрихов в пении.
10
В течение года учащийся должен проработать:
3-4 вокализа
1-2 народные песни
2-3 романса
4-5 разноплановых произведений
8 год обучения
Общее кол-во
часов
5
2
2
2
2
Содержание
1
2
3
4
5
6
Пение вокальных упражнений
Формирование певческого дыхания
Формирование вокально-фонационных навыков
Формирование певческой артикуляции
Формирование звуковысотного интонирования
Пение произведений:
народная песня
классическое произведение
современных авторов
Итого:
6
9
5
33
В 8-м классе на занятиях учебным предметом «Вокал» активизируется работа по
всем направлениям вокально-хорового исполнительства. Возраст 8-классников 13-14(15)
лет. В это время у некоторых девочек мутация голоса уже может заканчиваться, у
мальчиков же она может быть в самом разгаре. Занятия учебным предметом «Вокал»
необходимо проводить с учётом всех вышеизложенных рекомендаций. При обучении
вокалу в 8-м классе должны быть закреплены все полученные ранее вокально-хоровые
знания умения и навыки: укрепиться дыхание, выровняться и округлиться звук,
расшириться диапазон и т. д. Диапазон сопрано: до первой октавы – соль (ля) второй
октавы. Диапазон альтов: соль малой октавы – до второй октавы.
Особого внимания педагогов заслуживает работа с солистами хорового коллектива.
На протяжении всего обучения (с 1 по 8 класс) необходимо, помимо всего перечисленного,
выявлять и развивать индивидуальный тембр учащихся. Учащиеся с наиболее яркими
вокальными данными должны иметь возможность более профессионально и углубленно
заниматься.
В результате всего курса по данному предмету обучающиеся должны знать:
основные закономерности и средства художественного исполнения произведений;
основы вокальной теории;
возрастные особенности певческого голоса;
правила гигиены голосового аппарата;
уметь:
исполнять произведения на достаточно хорошем вокально-техническом и
художественном уровне;
анализировать звучание голосов;
исполнять песни под собственный аккомпанемент и без сопровождения;
осознанно подходить к преодолению вокально-технические трудности при работе
над вокальными произведениями;
Требования к выпускнику
11
владеть выразительным певческим звуком, проявлять элементы артистичности при
выступлении
разбираться в качестве своего звука, уметь анализировать исполнение репертуара
самостоятельно разбирать и прорабатывать вокальные произведения
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы учебного предмета «Вокал» являются следующие
знания, умения, навыки:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому
исполнительству;
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых
партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе,
отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых,
вокальных, вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной
музыки, в том числе хоровых и вокальных произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе хорового коллектива,
сольных партий;
знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
владение всеми видами вокально-хорового и сольного вокального дыхания;
умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание его функционального
значения;
умение петь сольно в ансамбле с концертмейстером;
знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений;
навыки чтения с листа.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
В программе обучения учебного предмета «Вокал» используются две основных
формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:
оценка за работу в классе;
оценка за выполнение домашнего задания;
контрольный урок в конце первого года обучения, далее в конце полугодия.
Виды промежуточного контроля:
экзамен в конце 16 полугодия.
Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе
занятий, их посещений, индивидуальной проверки знаний хоровых партий,
партий.
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях
коллектива в качестве хориста или солиста. Повседневно оценивая каждого
текущих
сольных
хорового
ученика,
12
педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка,
прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его
прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.
Формой промежуточной аттестации может быть экзамен в виде академического
концерта.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на зачете (академическом концерте);
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, академическом
концерте или экзамене выставляется оценка по пятибалльной системе:
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения
и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или
экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
Критерии оценивания выступления
регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без
уважительных причин, знание своей партии во всех
хоровых и сольных произведениях, разучиваемых в
хоровом и вокальном классах, активная эмоциональная
работа на занятиях, участие во всех положенных по плану
концертах коллектива
регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без
уважительных причин, активная работа в классе, сдача
партии всей хоровой программы при недостаточной
проработке трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная неточность), участие в концертах хора,
недоученность некоторых произведений
сольной программы.
нерегулярное посещение занятий, пропуски без
уважительных причин, пассивная работа в классе,
незнание наизусть некоторых хоровых и сольных партий
2 («неудовлетворительно»)
пропуски занятий без уважительных
причин, неудовлетворительная сдача сольных партий
в большинстве хоровых партитур всей программы
полное незнание наизусть сольной программы
«зачет» (без оценки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения
на данном этапе обучения, соответствующий
программным требованиям
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. С
учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой
«+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся
13
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального хорового искусства.
При осуществлении итоговой(промежуточной) аттестации, необходимо учитывать,
что весь процесс приобретения знаний, умений, навыков по вокалу, в отличие от хора,
предусматривает сольное исполнительство, как основную форму учебной деятельности.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме концерта для
выпускников. Необходимо участие в концерте всех выпускников. При прохождении
итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать вокально-хоровые навыки
именно в процессе концертного исполнения. Поэтому важно, чтобы в программе
выступления присутствовали произведения различных музыкальных направлений.
Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
5 «Отлично»
1. Артистичное и выразительное исполнение всей концертной программы.
2. Высокий технический уровень владения вокально-хоровыми навыками для
воссоздания художественного образа и стиля исполнения сочинений разных форм
и жанров зарубежных и отечественных композиторов.
3. Внимательность и чуткость к дирижерскому жесту.
При проведении итоговой аттестации по хоровому пению также необходимо учитывать:
отличное знание выпускника текущего материала, активное участие в концертах,
посещение репетиционных занятий и концертных выступлений.
4 «Хорошо»
1. Недостаточно эмоциональное пение. Некоторые программные произведения
исполняются невыразительно.
2. Владение основными вокально-хоровыми навыками, но не во всех партитурах
технически ровное звучание.
3 «Удовлетворительно»
1. Безразличное пение концертной программы.
2. Невнимательное отношение к дирижерскому показу.
3. Недостаточное овладение вокально-хоровыми навыками.
2 «Неудовлетворительно»
1. Неявка на экзамен по неуважительной причине.
2. Плохое знание своей партии в исполняемой программе.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа учебного предмета «Вокал» основана на следующих педагогических
принципах:
соответствие
содержания,
методики
обучения
и
воспитания
уровню
психофизиологического развития учащихся;
комплексность решения задач обучения и воспитания;
постоянство требований и систематическое повторение действий;
гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;
единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной
индивидуальности каждого ребенка;
художественная ценность исполняемых произведений;
создание художественного образа произведения, выявление идейного и
эмоционального смысла;
доступность используемого музыкального материала:
а) по содержанию,
14
б) по голосовым возможностям,
в) по техническим навыкам;
разнообразие:
а) по стилю,
б) по содержанию,
в) темпу, нюансировке,
г) по сложности.
При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические,
физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.
В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это
время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые
получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая
подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают
образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных
связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.
К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно
обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является
чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании
наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые
профессиональные навыки пения – точное интонирование, элементы вокальной техники,
пение в ансамбле и т.д.
У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее,
насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования
грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой
возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование
умеренных динамических оттенков, mp и mf, но исключительная эмоциональная
отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В
репертуаре используются преимущественно одно- двухголосные произведения.
У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное
звучание,
индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко
окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания.
11-12 лет – предмутационный период, протекающий без острых изменений в
голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков
мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные
занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и
позволяют не прекращать пение даже во время мутации.
13-14 лет – мутационный период, связанный с резким изменением гортани.
Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков,
предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается,
увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние
звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания,
напевность, звонкость голоса и т.д.
В организме подростков происходят значительные физиологические изменения,
сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат. Голосовые складки
увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие
резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским.
Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов
дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является
наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо
ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но
полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной
15
координации в работе органов голосообразования. Обязательна консультация врачафониатора.
При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр
видеозаписей с выступлениями хоровых коллективов, что значительно расширит
музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и
просмотру собственных выступлений в видео и аудиозаписях с последующим
коллективным разбором.
Воспитательная работа играет особую роль в формировании хорового коллектива.
Используются различные формы внеклассной работы: выездные экскурсии по культурноисторическим местам, участие в творческих школах и лагерях, где происходит передача
опыта старших классов младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям
различных композиторов и хоровых деятелей, встречи хоровых коллективов, участие в
мастер-классах.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных
затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы
основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении
педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные
способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового
пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в
систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом
классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений.
Важно, чтобы ученик мог свободно интонировать, одновременно исполняя на фортепиано
другие хоровые партии. Такой способ формирует навыки пения в ансамбле. В результате
домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять
свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться
преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями,
клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
1. Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио
Санкт-Петербурга: Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников», 2003-2011
2. Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении ф-но. М.,
«Музыка», 1979
3. Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная
папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007
4. Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальных способностей
и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001
5. Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997
6. Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 1998
7. Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963
8. Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М.,«Владос», 2001
9. Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная музыка»,
2009
10. Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998
11. Хрестоматия для 1-3 классов ДМШ. – М., «Музыка», 1983
16
Список рекомендуемой методической литературы
1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия
развития», 1997
4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым
коллективом. – М.: Academia, 1999
5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981
6. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/
Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998
7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – СанктПетербург, 2000
8. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания.
Учебное пособие. М.,1990
9. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
10. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988
12. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961
17