.

Образовательная программа "Струнные инструменты. Скрипка"

Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования

Шумиловская детская школа искусств
УТВЕРЖДЕНО
приказом МУДО
«Шумиловская ДШИ»
от «_26_» августа 2024 г. № _18_

Дополнительная предпрофессиональная
программа в области музыкального
искусства
«Струнные инструменты. Скрипка»

2024 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. СКРИПКА»
СОСТАВЛЕНА на основании Федеральных государственных требований к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«Струнные
инструменты» (Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от
12 марта 2012 г. № 164).
РАССМОТРЕНА на заседании инструментального отделения
протокол от 20 мая 2024 г. № _2_
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета
МУДО «Шумиловская детская школа искусств»
протокол от 26 августа 2024 г. № _1_
Разработчики –
Маршакова Н.Е., преподаватель по классу фортепиано
Маслянко А.Ю. ., преподаватель по классу скрипки
Карпонина Н.Д., преподаватель теоретических дисциплин
Шевченко Л.А., преподаватель хорового пения

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы.
3. Учебный план.
4. Календарный учебный график.
5. Программы учебных предметов.
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения
образовательной программы учащимися.
7. Программа

творческой,

методической

и

культурно-просветительской

деятельности

образовательного учреждения.

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная предпрофессиональная программа в области
музыкального искусства «Струнные инструменты. Скрипка» (далее – программа
«Струнные инструменты») муниципального учреждения дополнительного образования
«Шумиловская детская школа искусств» (далее - ДШИ) является системой учебнометодических документов. Программа разработана ДШИ на основании и в соответствии
с:
 Федеральным Законом от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждённой
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №
1726-р);
 Федеральными
государственными
требованиями
к
дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Струнные
инструменты» (Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации
от 12 марта 2012 г. № 164) (далее – ФГТ).
Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, поступивших в
ДШИ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8
лет.
Обучение ведется в очной форме.
При приеме на обучение по программе «Струнные инструменты» ДШИ проводит
отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в
форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей
– слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно
подготовленные музыкальные произведения на струнном инструменте.
Программа «Струнные инструменты» направлена на:
 выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском
возрасте;
 создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, позволяющих
творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым
уровнем музыкальной грамотности;
 приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или) оркестрового
исполнительства;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и
Российской Федерации;
 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в области
музыкального искусства.
Программа «Струнные инструменты» разработана с учетом:
3





обеспечения преемственности программы «Струнные инструменты» и основных
профессиональных
программ среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области музыкального искусства;
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.

Программа «Струнные инструменты» ориентирована на:
 воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
 формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
 формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные программы в
области музыкального искусства;
 выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению
навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу,
осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
определению наиболее эффективных способов достижения результата.
С целью обеспечения преемственности программы «Струнные инструменты» с
программами среднего профессионального и высшего профессионального образования,
обучение в ДШИ по учебным предметам обязательной и вариативной частях
осуществляется на русском языке.
Содержание программы «Струнные инструменты» организовано по принципу
дифференциации, исходя из диагностики и стартовых возможностей обучающихся в
соответствии со следующими уровнями сложности:
- «Стартовый уровень» - предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания
программы «Струнные
инструменты».
Цель «Стартового уровня»: развитие музыкальных способностей и интенсивное
обучение основам игры на скрипке.
- «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно ­тематического направления программы «Струнные инструменты».
4

Цель «Базового уровня»: совершенствование мелодического, гармонического и
полифонического слуха, развитие эмоционально-образной сферы.
- «Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации
материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательнотематического направления программы «Струнные инструменты», а также предполагает
углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и
профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления
программы «Струнные инструменты».
Цель «Продвинутого уровня»: подготовка обучающихся к продолжению обучения
в средних профессиональных учебных заведениях.
Освоение программы «Струнные инструменты», завершается итоговой аттестацией
обучающихся.
Материально-технические
условия
реализации
программы
«Струнные
инструменты» обеспечивают возможность достижения учащимися результатов,
установленных ФГТ. Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы «Струнные инструменты» минимально необходимый
перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения включает в себя:
 учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
 учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» с роялем
или пианино,
 библиотеку
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Специальность», оснащены пианино.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м., для
реализации учебных предметов «Ансамбль» – не менее 12 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание
музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»,
«Элементарная теория музыки», оснащены фортепиано или роялями, звукотехническим
оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и
оформлены наглядными пособиями.
Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.
В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта
музыкальных инструментов. ДШИ обеспечивает выступления учебных хоровых
коллективов в сценических костюмах.
Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается доступом каждого
учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей,
сформированным по полному перечню учебных предметов учебного плана.
Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по
всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными
хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых
произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Струнные
инструменты».
5

Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория
и история музыки» обеспечивается каждый учащийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100
учащихся.
Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается педагогическими
работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета. Доля
преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 50
процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по
данной образовательной программе.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Разработанная программа «Струнные инструменты» обеспечивает достижение
учащимися результатов освоения данной программы, предусмотренных ФГТ. Минимум
содержания
программы
«Струнные
инструменты»
обеспечивает
целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения
программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся (творческие,
эмоциональные, интеллектуальные и физические).
Результатом освоения программы «Струнные инструменты» является приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
 знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для
сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
 знания музыкальной терминологии;
 умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в
ансамбле и (или) оркестре на струнном инструменте;
 умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров
и стилей на струнном инструменте;
 умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения на струнном инструменте;
 умения создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения на струнном инструменте;
 навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных
стилей и жанров;
 навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как на струнном
инструменте, так и на фортепиано;
 навыков подбора по слуху;
 первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
 навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых и (или) оркестровых);
в области теории и истории музыки:
 знания музыкальной грамоты;
 знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
 первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
6










умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве
музыкальных произведений на струнном инструменте и фортепиано;
умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в
письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров,
созданных в разные исторические периоды;
навыков восприятия элементов музыкального языка;
навыков анализа музыкального произведения;
навыков записи музыкального текста по слуху;
навыков вокального исполнения музыкального текста;
первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Результаты освоения программы «Струнные инструменты» по учебным предметам
обязательной части должны отражать:
Специальность:
 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента
для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных
эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
 знание репертуара для струнного инструмента, включающего произведения
разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы,
этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными
требованиями;
 знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента;
 знание профессиональной терминологии;
 наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
 навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
 навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами
техники
исполнительства,
использованию
художественно
оправданных
технических приемов;
 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
 наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического,
тембрового слуха;
 наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Ансамбль:
 сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества
– ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой
игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского
замысла;
 знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для
различных камерно-инструментальных составов) из произведений отечественных и
зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к
коллективному творческому исполнительству;

7



знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки – эпохи барокко, в
том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки
XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;
 навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями
формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Фортепиано:
 знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей
фортепиано;
 знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений,
написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
 владение
основными
видами
фортепианной
техники,
использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Хоровой класс:
 знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей
хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового
коллектива;
 умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью
органического сочетания слова и музыки;
 навыки коллективного хорового исполнительского творчества;
 сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых
и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в
том числе хоровых произведений для детей;
 наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля
и хорового коллектива.
Сольфеджио:
 сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма,
художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой
самостоятельности, в том числе:
 знание профессиональной музыкальной терминологии;
 умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,
записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков
слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
 умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические
построения;
 навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте,
запись по слуху и т.п.).
Слушание музыки:
 наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских
коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
 способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
музыкального произведения;
 умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего
жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
 первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры,
духовно-нравственном развитии человека;
8



знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям;
 знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений
зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов,
стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
 умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;
 навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения —
формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических,
ладовых особенностей;
 знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств
(изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные
стилистические направления, жанры;
 знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
 знание профессиональной музыкальной терминологии;
 сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
 умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
 умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального
произведения;
 навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его
понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими
видами искусств.
Элементарная теория музыки:
 знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд, лад,
интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
 первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального
материала;
 умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли
выразительных средств в контексте музыкального произведения;
 наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или
хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов
фактур).
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план программы «Струнные инструменты» разработан
ДШИ в
соответствии ФГТ и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных
Министерством культуры Российской Федерации.
Учебный план разработан с учетом календарного учебного графика и сроков
образовательного процесса по реализуемой программе «Струнные инструменты».
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов
по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем
часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную
нагрузку учащихся).
Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, поступивших в ДШИ
в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
9

Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, не закончивших
освоение образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
ДШИ может реализовывать
программу
«Струнные инструменты» по
индивидуальным учебным планам, в том числе ускоренное обучение с учетом ФГТ. Право
на освоение программы «Струнные инструменты» по индивидуальному учебному плану
имеют учащиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и
приступившие к освоению данной программы со второго по седьмой классы
включительно. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление учащихся не
предусмотрено.
Учебный план программы «Струнные инструменты» предусматривает следующие
предметные области:
 музыкальное исполнительство,
 теория и история музыки;
и разделы
 консультации,
 промежуточная аттестация,
 итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из
учебных предметов.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в
неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не
превышает 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на
консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия
обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ДШИ).
При реализации программы «Струнные инструменты» со сроком обучения 8 лет
общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1711 часов, в
том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Музыкальное исполнительство:
УП.01.Специальность – 592 часа
УП.02.Ансамбль – 165 часов
УП.03.Фортепиано – 198 часов
УП.04.Хоровой класс – 98 часов;
ПО.02.Теория и история музыки:
УП.01.Сольфеджио – 378,5 часа
УП.02.Слушание музыки – 98 часов,
УП.О3.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 181,5 часа.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки
обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися
дополнительных знаний, умений и навыков. Объем времени вариативной части,
предусматриваемый на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может
составлять до 40 процентов от объема времени предметных областей обязательной части,
предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ДШИ вариативной части, а также введении в данный раздел
индивидуальных занятий учитываются исторические, национальные и региональные
10

традиции подготовки кадров в области музыкального искусства. За счет предусмотренных
ФГТ часов вариативной части, возможно, увеличение объёма часов на учебные предметы
обязательной части с целью углубления подготовки учащихся. В учебном плане эти часы
не суммируются, а в рабочей программе учебного предмета указывается количество часов
учебного предмета как сумма часов.
Количество часов вариативной части
определяется
учебным планом
и
утверждается ежегодно.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем
времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету
определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической
целесообразности.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается
учебниками,
учебно-методическими
и
нотными
изданиями,
хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается консультациями
для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям
Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного
времени в следующем объеме: 124 часов при реализации программы «Струнные
инструменты» со сроком обучения 8 лет.
Резерв учебного времени устанавливается на основании федеральных
государственных требований из расчета одной недели в учебном году.
Резерв учебного времени – это объем учебного времени, предусмотренный детской
школой искусств дополнительно помимо продолжительности учебных занятий.
В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени может использоваться и после окончания
промежуточной аттестации (экзаменационной), а также и при ее отсутствии, с целью
обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций
осуществляются в форме:
 индивидуальных занятий
 мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым
учебным предметам – от 2-х человек)
 групповых занятий (численностью от 11 человек).
Детская школа искусств обеспечивает изучение учебного предмета «Хоровой
класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на
младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные
коллективы участвуют в творческих мероприятиях и просветительской деятельности
детской школы искусств.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания
обучающимися, посещение ими организаций культуры (филармоний, выставочных залов,
театров, музеев и других учреждений), участие обучающихся в творческих мероприятиях
и просветительской деятельности детской школы искусств.
Учебные планы являются неотъемлемой частью программы «Струнные
инструменты», принимаются и утверждаются приказом ежегодно, и включены в
Приложение 1 данной образовательной программы.
11

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной программе
в области музыкального искусства «Струнные инструменты. Скрипка»
Срок обучения – 8 лет

ПО.02.УП.02
ПО.02.УП.03

Теория и история музыки
Сольфеджио

Слушание музыки
Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)
Аудиторная нагрузка по двум
предметным областям:
Максимальная нагрузка по двум
предметным областям:
Количество контрольных уроков,

Количество недель аудиторных занятий
32
33
33
33
33
33
33

1903-2545,5

1053
592
165
198

1,3,5…15
8,10…16
8-16
6

641,5

263

378,5

147

49

98

346,5

165

181,5

9-13,15

2354,5

2,4,6
…-14

658
2,4…10,15
6

4065,5

33

Недельная нагрузка в часах

1903

98

8-й класс

396
49
477

Фортепиано
Хоровой класс

7-й класс

594
147
1135

ПО.01.УП.03
ПО.01.УП.04
ПО.02.
ПО.02.УП.01

6-й класс

247,5

Ансамбль

5-й класс

412,5

ПО.01.УП.02.

4-й класс

1185

Специальность

3-й класс

1777

ПО.01.УП.01

2-й класс

1877,5

Распределение по годам обучения

1-й класс

2930,5

Экзамены

4257,5

Промежуточная
аттестация
(по учебным
полугодиям)2)
Зачеты,
контрольные
уроки

Обязательная часть
Музыкальное
исполнительство

2354,52552,5
2354,5

Индивидуаль
ные занятия

4257,55098

Мелкогруппо
вые занятия

Структура и объем ОП

Аудиторные занятия
(в часах)

Групповые
занятия

Трудоемкость
в часах

ПО.01.

Наименование частей,
предметных областей,
разделов и учебных
предметов

Самост.
Работа

Трудоемкость
в часах

Индекс
предметных
областей,
разделов и
учебных
предметов

Максимальная
учебная
нагрузк
а

12

3

3

3

3,5

3,5

3,5

4

4,5



2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5





1

1

1











1

1
2

1
2,5

1
2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

3

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1
1

1

1

1

1,5

14

1711

5

5,5

6,5

6,5

7

7

7

7,5

1711

10

10,5

14,5

16

17,5

17,5

18,5

19

37

9
12

зачетов, экзаменов по двум предметным
областям:
В.00.
Вариативная часть
В.01УП.01
Специальность
В.02.УП.02
Хоровой класс
В.03.УП.03

Элементарная теория
музыки

В.04.УП.04

Дополнительный предмет

Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
Всего количество контрольных уроков,
зачетов, экзаменов:
К.03.00.
Консультации
К.03.01.
Специальность
К.03.02.
Сольфеджио
К.03.03
Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)
К.03.04.
Ансамбль
К.03.05.
Сводный хор
К.03.06
Оркестр
А.04.00.
Аттестация
ПА.04.01.
Промежуточная
(экзаменационная)
ИА.04.02.
Итоговая аттестация
ИА.04.02.01.
Специальность
ИА.04.02.02
Сольфеджио
ИА.04.02.03.
Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)
Резерв учебного времени

592
196

213,5
98

330

82,5

66

33

4065,5

2354,5

378,5

1
98

247,
5
33

1

1

1

1

12,14,16

-

-

-

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2,5

1,5
1

16

2*

2*

2*

2*

2*

2*

2*

2*

2319,5

6

6,5

7,5

8

8,5

8,5

8,5

10

1711

12

12,5

16,5

19

20,5

20,5

20,5

19

40
160

1

2,4,6

9

124
62

6

20

8
2

Годовая нагрузка в часах
8
8
8
8
8
2
2
2
4
4

8
4

2

2

2

4
2
8
12

10
8
60
36

4

8

8

8

2
8

2
8
12

2
8
12

1

1

1

1

1

1

Годовой объем в неделях
7
2
1
0,5

1

2

0,5
8

13

1.

2.
3.

4.

По предмету «Специальность» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты, зачеты или контрольные
уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа.
Часы для концертмейстера предусматриваются по учебному предмету «Специальность», в объеме 100% аудиторного времени.
Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному хору» не менее
80% от аудиторного времени;; по учебному предмету «Оркестровый класс» и консультациям «Оркестр» – до 100% аудиторного времени; по
учебному предмету и консультациям «Ансамбль» – от 60% до 100% аудиторного времени в случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области
музыкального искусства.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим
мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с
целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Примечание к учебному плану
1. При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек;
мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.
2. При реализации учебного предмета «Хоровой класс» и консультаций «Сводный хор» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в
области музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первых классов;
хор из обучающихся 2-4-х классов; хор из обучающихся 5-8-х классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение
хоровых групп.
3. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период
обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и
основного общего образования. По учебным предметам обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной части объем
самостоятельной нагрузки обучающихся в неделю планируется следующим образом:
«Специальность» – 1-2 классы – по 3 часа в неделю; 3-4 классы – по 4 часа; 5-6 классы – по 5 часов; 7-8 классы – по 6 часов; «Ансамбль» – 1,5 часа;
«Оркестровый класс» – 0,5 часа; «Фортепиано» – 2 часа; «Хоровой класс» – 0,5 часа; «Сольфеджио» – 1 час; «Слушание музыки» – 0,5 часа;
«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час.

* Реализация предмета вариативной части «Дополнительный предмет» осуществляется для учащихся желающих изучать предмет не
входящий в основной учебный план учащегося на основании «Порядка освоения учебных предметов, курсов, не входящих в осваиваемую
образовательную программу» утвержденного приказом от 29 мая 2020 г. № 18 на основании заявления родителей (законных представителей

14

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
При реализации программы «Струнные инструменты» в ДШИ продолжительность
учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40
недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со
второго по восьмой классы 33 недели.
С первого по восьмой классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные
недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за
исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся
в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 3233 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и
экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на
методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение
дополнительных профессиональных образовательных программ.
Календарный учебный график
является неотъемлемой частью программы
«Струнные инструменты», принимается и утверждается приказом ежегодно, и включен в
Приложение 2 данной образовательной программы.

16

Примерный график образовательного процесса
по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства
«Струнные инструменты»
Срок обучения – 8 лет
1. График учебного процесса

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

I
I
I

I
I
I

ИТОГО

Обозначения

Аудиторные
занятия

Резерв учебного
времени

Промежуточная
аттестация

Итоговая
аттестация

р

э

III

Всего

24 – 31

=

=

Промежуточная
аттестация
Резерв учебного
времени
Итоговая аттестация

17 – 23

=

э
э
э
э
э
э
э

Аудиторные занятия

10 – 16

4 – 10

11 – 17

20 – 26

27.04. – 3.05

6 – 12

13 – 19

23 – 29

30.03 – 5.04

16 – 22

2 –8

9 – 15

16 – 22

23.02 – 1.03

2 –8

9 – 15

19 – 25

26.01 – 1.02

=

=
=
=
=
=
=
=

р
р
р
р
р
р
р
р

Каникулы

=

3–9

=

27.07 – 2.08

=

20 – 26

=

6 – 12

=

13 – 19

=

Август

22 – 28

=

Июль

29.06 – 5.07

=

Июнь

15 – 21

=

=

=
=
=
=
=
=
=
=

Май

1–7

=

=

Апрель

8 – 14

=

Март

25 – 31

=

=

12 – 18

22 – 28

5 – 11

=

Февраль

18 – 24

=
=
=
=
=
=
=
=

1
2
3
4
5
6
7
8

Январь

29.12 – 4.01

15 – 21

1–7

8 – 14

Декабрь

24 – 30

17 – 23

3–9

10 – 16

20 – 26

Ноябрь

27.10 – 2.11

6 – 12

13 – 19

22 – 28

Октябрь

29.09 – 5.10

15 – 21

8 – 14

1–7

Классы

Сентябрь

2. Сводные данные по
бюджету времени в
неделях

32
33
33
33
33
33
33
33

1
1
1
1
1
1
1
-

1
1
1
1
1
1
1
1

2

18
17
17
17
17
17
17
4

52
52
52
52
52
52
52
40

263

7

8

2

124

404

Каникулы

=

17

5. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой
частью программы «Струнные инструменты», разработанной педагогическим
коллективом ДШИ, и включены в Приложение 3 данной образовательной программы
Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру.
Перечень программ учебных предметов по предметным областям:
ПО.01 Музыкальное исполнительство
ПО.01.УП.01. Специальность
ПО.01.УП.02. Ансамбль
ПО.01.УП.03. Фортепиано
ПО.01.УП.04. Хоровой класс
ПО.02. Теория и история музыки
ПО.02.УП. 01. Сольфеджио
ПО.02.УП. 02. Слушание музыки
ПО.02.УП. 03. Музыкальная литература
В.00. Вариативная часть
В.01. Специальность
В.02. Фортепиано
В. 03. Элементарная теория музыки
В. 04. Дополнительный предмет*
6. СИСТЕМА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ УЧАЩИМИСЯ
Оценка качества реализации программы «Струнные инструменты» в ДШИ включает в
себя:
 текущий контроль успеваемости
 промежуточную
 итоговую аттестацию учащихся.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработаны ДШИ
самостоятельно на основании ФГТ.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление
отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет
воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль
осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник
учащегося. В них учитываются:
 отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
 качество выполнения предложенных заданий;
 инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время
домашней работы;
 темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
18

В качестве средств текущего контроля успеваемости используются академические
концерты, прослушивания, контрольные работы, технические зачеты, устные опросы,
письменные работы, тестирование. Особой формой текущего контроля является
контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без
присутствия комиссии.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень
освоения им учебных задач на данном этапе. Промежуточная аттестация проводится в
форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены
могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения
концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и
зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие
учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По окончании
полугодий учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки
учащимся могут выставляться и по окончании четверти.
В процессе промежуточной аттестации учащихся в учебном году установлено не более
четырех экзаменов и шести зачетов.
На каждую промежуточную (экзаменационную) аттестацию составляется
утверждаемое директором ДШИ расписание экзаменов, которое доводится до сведения
учащихся и педагогических работников не менее чем за две недели до начала проведения
промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания по
учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.
Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень составляются на основе
программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные разделы, темы, или
те или иные требования к уровню навыков и умений учащегося.
В соответствии с требованиями ФГТ для аттестации учащихся на соответствие их
персональных достижений поэтапным требованиям программы «Струнные инструменты»
создан Фонд оценочных средств (Приложение 4) для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды включают:
 контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, контрольных
работ, зачетов и экзаменов;
 тесты и компьютерные тестирующие программы;
 примерную тематику исполнительских программ;
 примерную тематику рефератов и т.п.
Фонды оценочных средств адекватны требованиям ФГТ по данной специальности,
соответствуют целям и задачам программы «Струнные инструменты» и её учебному
плану. Они обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений,
навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области музыкального искусства.
ДШИ разработаны критерии оценок успеваемости учащихся по программе «Струнные
инструменты».
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют:
 определить уровень освоения учащимся материала, предусмотренного учебной
программой по учебному предмету;
19



оценить умение учащегося использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
 оценить обоснованность изложения ответа.
Критерии оценки для различных форм аттестации:
Оценка «5» (отлично) выставляется при исчерпывающем выполнении
поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание
исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме. Проявлено
индивидуальное отношение к материалу для достижения наиболее убедительного
воплощения художественного замысла. Выявлено свободное владение материалом, объём
знаний соответствует программным требованиям.
Оценка «4» (хорошо) выставляется при достаточно полном выполнении
поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, том случае, когда
учеником
демонстрируется
достаточное
понимание
материала,
проявлено
индивидуальное отношение, однако допущены небольшие технические и стилистические
неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность
выполненного задания. Учащийся в целом обнаружил понимание материала.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется при демонстрировании достаточного
минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся демонстрирует
ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания.
Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется
осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает недостаточное
владение техническими приемами. Выявлен неполный объём знаний, пробелы в усвоении
отдельных тем.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется при отсутствии выполнения
минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые технические ошибки
и плохое владение материалом. Выявлены значительные пробелы в усвоении темы.
Зачет (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной.
Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст
возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
Освоение учащимися программы «Струнные инструменты» завершается итоговой
аттестацией учащихся.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Специальность;
2) Сольфеджио;
3) Музыкальная литература.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными
экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся и критерии оценок
определены ДШИ на основании ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
20







знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных произведений, основных исторических периодов развития
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, репертуара для струнных инструментов,
ансамблевого и оркестрового репертуара;
достаточный технический уровень владения струнным инструментом для
воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных
форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые,
интервальные и мелодические построения;
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
7. ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДШИ

Реализация программы «Струнные инструменты» предусматривает разработку и
выполнение программы (планов) творческой, методической, просветительской
деятельности, которые принимаются педагогическим советом детской школы искусств.
Данные виды деятельности являются неотъемлемой составляющей образовательного
процесса и определяют высокий статус детской школы искусств как культурнообразовательного центра.
Данные виды деятельности имеют следующее содержание.
Творческая деятельность – создание, воплощение и интерпретация
художественных образов посредством проведения творческих мероприятий (конкурсов,
фестивалей, концертов, мастер-классов, творческих вечеров, олимпиад, выставок,
театрализованных представлений и др.) с участием обучающихся и педагогических
работников детской школы искусств.
Творческая деятельность может осуществляться как самой детской школой
искусств, так и с привлечением профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования, а также учреждений культуры.
Детская школа искусств обеспечивает участие обучающихся в конкурсах,
фестивалях, олимпиадах, выставках, мастер-классах, творческих школах, смотрах и
других мероприятиях, организуемых как в самой детской школе искусств, так и за ее
пределами с учетом мнения преподавателей, которые определяют наиболее эффективный
путь развития творческих способностей обучающихся.
Просветительская деятельность – приобщение граждан страны к ценностям
культуры через различные формы детского творчества, популяризация художественного
образования среди населения, проведение для обучающихся детской школы искусств
комплекса мероприятий с целью их художественно-эстетического воспитания и
образования, в том числе посещение учреждений культуры – театров, выставочных залов,
филармоний, музеев и других.
Просветительство – одна из форм распространения знаний, наиболее доступная
самому широкому кругу слушателей и зрителей. Особенностью просветительской
деятельности детской школы искусств является ее направленность на различные
категории слушателей и зрителей. При этом в просветительской деятельности определена
особая роль обучающихся – как носителей культурных традиций и просветительских идей
(путем участия в многочисленных фестивальных, выставочных мероприятиях) - с одной
стороны, и как субъектов образовательного процесса, получающих в процессе освоения
образовательной программы новые знания, - с другой стороны.
21

Просветительство является одним из значимых, необходимых для социума видов
деятельности детской школы искусств.
Методическая деятельность в детской школе искусств направлена на сохранение
и развитие лучших традиций отечественной школы художественного образования,
изучение, обобщение, освоение и передачу педагогического опыта, обеспечивающего
качественную реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области
искусств.
Методическая деятельность в детской школе искусств имеет следующее
содержание:
 разработка и совершенствование образовательной программы;
 организация работы методической службы детской школы искусств, отделов и
иных аналогичных структур по обмену и распространению лучшего
педагогического опыта;
 разработка локальных нормативных актов, регламентирующих организацию
образовательного процесса, создание программно-методических комплексов,
обеспечивающих учебный процесс;
 оказание методической помощи и поддержки педагогическим работникам, в том
числе в подготовке к аттестации;
 организация методических мероприятий как внутри детской школы искусств, так и
за ее пределами (конференций, семинаров, практикумов, круглых столов, мастерклассов, открытых уроков), в том числе проводимых совместно с другими
образовательными
организациями
(детскими
школами
искусств,
профессиональными образовательными организациями, организациями высшего
образования);
 контроль и оценка качества программно-методической документации, организация
экспертизы
(рецензирования)
и
подготовка
программно-методической
документации к утверждению;
 анализ и оценка мероприятий по обновлению содержания образования,
инновационных форм, методов, приемов, средств обучения;
 обеспечение педагогических работников информацией, необходимой для решения
профессиональных задач и самообразования.
Требования к методической деятельности, порядок оценки ее результатов
определяются локальным нормативным актом детской школы искусств.
Мероприятия творческой, методической и просветительской деятельности ежегодно
включаются в план работы детской школы искусств.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».