Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 3
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального
искусства «Струнные инструменты. Скрипка»
срок реализации – 8 лет
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (СКРИПКА)
(ПО.01.УП.01.)
п. Саперное 2024 г.
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
Протокол от 26 августа 2024 г. № 1
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
от 26 августа 2024 г. № 18
Разработчик:
Маслянко Анастасия Юрьевна,
преподаватель по классу скрипки и
музыкально-теоретических дисциплин
Рецензент:
Волынец Марина Валерьевна,
заместитель директора по учебной-воспитательной работе,
преподаватель теоретических дисциплин и концертмейстер,
высшая квалификационная категория
Рецензент:
Капустина Наталья Михайловна,
заведующая отделением фортепиано Приозерской ДШИ,
высшая квалификационная категория
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Список рекомендуемых нотных сборников;
Список рекомендуемой методической литературы;
2
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность (Скрипка)» разработана на основе
примерных учебных программ рекомендованных Министерством культуры РФ под
редакцией И.Е. Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства
«Струнные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми
знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования,
а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Скрипка является не только сольным инструментом, но ансамблевым и
оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет
возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных
жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным в процесс
коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе
по специальности.
Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие
репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации
индивидуального подхода к каждому ученику.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно
развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения
профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей,
которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами. Для этого
содержание программы «Специальность (скрипка)» организовано по принципу
дифференциации, исходя из диагностики и стартовых возможностей обучающихся в
соответствии со следующими уровнями сложности:
- «Стартовый уровень» - предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого
для освоения содержания программы.
- «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательнотематического направления программы.
- «Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации материала,
обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического
направления программы, а также предполагает углубленное изучение содержания данной
программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в
рамках
содержательно-тематического направления
программы «Специальность
(скрипка)».
Срок реализации учебного предмета «Специальность (Скрипка)»
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение
в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
3
Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные
профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок
обучения может быть увеличен на 1 год.
Возможна реализация программы по индивидуальным учебным планам и по
сокращенной программе.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию предмета «Специальность (Скрипка)» увеличен за счет
предусмотренных ФГТ часов вариативной части, с целью углубления подготовки
учащихся. В учебном плане
часы обязательной части и вариативной части не
суммируются, а в рабочей программе учебного предмета указывается количество часов
учебного предмета как сумма часов.
Содержание
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
Обязательная
часть
1777
592
Вариативная
часть
98
98
Общее кол-во
часов
1875
680
1185
-
1185
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная. Рекомендуемая
продолжительность урока со 2 по 9 класс - 40 минут, в 1 классе - 30 мин.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание
программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Цель:
Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им
знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства, а также выявление
наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в
образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего
профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих
воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения различных жанров и
форм в соответствии с ФГТ;
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и
артистизма;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения
инструментом в пределах программы учебного предмета;
приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
приобретение учащимися умений и навыков, необходимых в сольном, ансамблевом и
оркестровом исполнительстве.
Цель «Стартового уровня»: развитие музыкальных способностей и интенсивное
обучение основам игры на скрипке.
4
Задачи «Стартового уровня»:
Обучающие задачи:
пробуждение к творческому мышлению и музыкальной фантазии обучающегося;
формирование навыков подбора мелодии, игры в ансамбле;
обучение самостоятельной работе над простыми музыкальными произведениями;
развитие технических навыков;
развитие эмоциональной отзывчивости в музыке;
развитие волевых качеств и трудолюбия.
Воспитательные задачи:
формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме через
участие в концертах и творческих мероприятиях;
воздействие через музыку на нравственность и духовный мир обучающегося.
Цель «Базового уровня»: совершенствование мелодического, гармонического и
полифонического слуха, развитие эмоционально-образной сферы.
Задачи «Базового уровня»:
Обучающие задачи:
освоение разных видов техники;
освоение выпускной концертной программы;
развитие навыков грамотной самостоятельной работы;
умение самостоятельно и грамотно читать с листа;
формирование творческого мышления;
развитие эмоциональной отзывчивости в музыке.
Воспитательные задачи:
развитие волевых качеств и трудолюбия;
формирование культуру общения и поведения в социуме через участие в
концертах и мероприятиях;
умение самостоятельно принимать решения, чувствовать свою ответственность за
коллективные формы деятельности.
Цель «Продвинутого уровня»: подготовка обучающихся к продолжению обучения в
средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи «Продвинутого уровня»:
Обучающие задачи:
освоение концертной программы для поступления в средние профессиональные
учебные заведения;
проявление исполнительской индивидуальности;
умение грамотно и самостоятельно работать;
формирование музыкального кругозора и мышления посредством посещения
концертов профессиональных музыкантов;
формирование самостоятельного творческого мышления;
владение различными приемами игры на скрипке, осознанная художественная
интерпретация музыкальных произведений.
Воспитательные задачи:
воспитание музыкального вкуса, ориентация в стилях и жанрах музыки;
развитие эмоционально-волевых качеств через участие в концертах и
мероприятиях;
умение самостоятельно принимать решения;
формирование чувства ответственности за коллективные формы образовательной
деятельности.
5
Обоснование структуры учебного предмета «Специальность (скрипка)»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоениеучебного
предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его
возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация скрипичных приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически
верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного
предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного
исполнительства на скрипке.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
«Специальность. Скрипка»
Материально-техническая
база
образовательного
учреждения
должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Специальность (скрипка)» должны
быть оснащены пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.
Необходимо наличие концертного зала, библиотеки и фонотеки. Помещения
должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. В классе необходимо
иметь пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие разноразмерные
инструменты (скрипки), а также чехлы для хранения и удобной транспортировки
инструментов. Подбор инструмента по размеру будет индивидуальным для каждого
учащегося.
II. Содержание учебного предмета «Специальность (скрипка)»
6
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Специальность (скрипка)», на максимальную, самостоятельную нагрузку
обучающихся и аудиторные занятия с учетом обязательной и вариативной части:
Распределение по годам обучения
Классы
Продолжительность учебных занятий
(в неделях)
Количество часов на аудиторные
занятия (в неделю) с учетом
вариативной части
Количество часов на аудиторные
занятия (в год) с учетом вариативной
части
Количество часов на аудиторные
занятия (за весь период обучения)
Количество часов на
самостоятельную работу (в неделю)
Количество часов на
самостоятельную работу (в год)
Количество часов на
самостоятельную работу (за весь
период обучения)количество
Максимальное
часов занятия (в неделю)
Максимальное количество
часов занятия (в год)
Максимальное количество часов
занятия (за весь период обучения)
Объем времени на консультации
(по годам)
Объем времени на консультации
(за весь период обучения)
1
2
3
4
5
6
7
8
32
33
33
33
33
33
33
33
3
3
3
2
2,5
2,5
2,5
2,5
96
99
99
66
82,5
82,5
82,5
82,5
690
3
3
4
4
5
5
6
6
96
99
132
132
165
165
198
198
1185
6
6
7
6
7,5
7,5
8,5
8,5
192
198
231
198
247,5
247,5
280,5
280,5
8
8
8
1875
6
8
8
8
8
62
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению
образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в
счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено,
резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной
(экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической
целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
7
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет
свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного
материала.
Требования по годам обучения
В годовых требованиях предложены примеры 4-х вариантов программ переводных
зачетов, расположенных по степени возрастания сложности.
В старших классах в течение учебного года следует пройти 6-8 гамм, 8-10 этюдов,
7-8 пьес, 2-3 крупные формы. В младших классах объем изучаемого музыкального
материала значительно меньше.
1 класс
В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на скрипке.
Освоение 1-й позиции. Штрихи деташе и легато в простейшем их сочетании. Учащийся
должен знать и играть гаммы до двух знаков, рекомендуется их изучение на средних
струнах («ре» и «ля»), а также уметь исполнять разнохарактерную музыку (песня-танец).
Следует обратить внимание на воспитание свободы мышечного аппарата. С первых
шагов добиваться у учащегося легкого и пластичного звучания.
В этот период желательно проходить достаточное количество разнообразного
музыкального материала, простого по форме и лаконичного по объему; формировать
навыки чтения с листа; обращать внимание на звукоизвлечение и чистое интонирование.
В первом полугодии ввиду сложного начального периода на зачете возможна игра
отдельно каждой рукой (приемом pizz. и игра по открытым струнам).
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1 (самый несложный) (стартовый)
Гамма Ре мажор (однооктавная)
Родионов К. Этюд №12
Р.Н.П. «Как под горкой…» обр. Комаровского А.
Р.Н.П. « На зеленом лугу…» обр. Захарьиной Т.
Вариант 2
Гамма Ре мажор (однооктавная)
Родионов К. Этюд №46
Моцарт
В. Аллегретто
Метлов Н. «Баю-баюшки, баю»
Вариант 3
Гамма Ля мажор 2-октавная
Избранные этюды, вып.1 № 16
Гендель Г.Ф.
Гавот с вариациями
Вариант 4
Гамма си минор в 1 позиции
Избранные этюды, вып.1 № 43
Ридинг О. Концерт си минор 1 часть
2 класс
Продолжение работы над постановкой, свободой и естественностью игровых
движений.
Усложнение и детализация игровых навыков. Развитие гибкости пальцев левой
руки. Простейшие хроматизмы. Изучение гамм мажора и минора (натурального,
гармонического и мелодического).
8
Начало изучений позиций и переходов в простейших вариантах (через открытую
струну, на флажолеты). Работа над более разнообразным звучанием инструмента в
зависимости от характера музыкального материала.
Штрихи деташе, легато, мартелято и их сочетание. Культура распределения смычка.
Чтение с листа на уроке.
Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач.
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Гамма ре минор однооктавная, мелодическая
Избранные этюды, вып.1 № 14
Бакланова Н. Колыбельная
Бакланова Н. Марш
Вариант 2
Гамма Соль мажор 2-октавная
Избранные этюды, вып.1 №17
Бетховен Л. Сурок
Бетховен Л. Прекрасный цветок
Вариант 3
Гамма Соль мажор в 3 позиции
Избранные этюды, вып.1. №31
Бакланова Н. Романс
Бакланова Н. Мазурка
Вариант 4
Гамма Соль мажор с переходом в 3 позицию
Избранные этюды, вып.2 № 31
Зейтц Ф. Концерт №1 Соль мажор, 1 часть
Примерный репертуарный список для 1 и 2 классов:
1. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., Музыка, 2000
2. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз.изд., 1962
3. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003
4. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998
5. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986
6. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980
7. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996
8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы
(1-2 классы)
Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990
9. Юный скрипач, вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский
композитор», 1992
3 класс
Дальнейшее техническое развитие. Изучение хроматических последовательностей.
Навыки игры в позициях и игра 3-октавных гамм. Работа над интонированием. Развитие
навыка вибрато. Работа над звуком. Навыки самостоятельной настройки инструмента.
Начало изучения двойных нот в простейшем варианте (с открытой струной).
Кантилена, работа над пластикой ведения смычка. Жанровые пьесы и характер штрихов.
Изучение музыки разных стилей и эпох.
Чтение с листа, самостоятельный разбор произведений и музыкальный анализ.
Навыки ансамблевого музицирования.
9
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Гамма Соль мажор в первой позиции 2-октавная
Избранные этюды, вып.1 №31
Ридинг О.
Концерт си минор: 2,3 части
Вариант 2
Гамма фа мажор во 2-й позиции
Избранные этюды, вып.1 №37
Комаровский А.
Вариации «Вышли в поле косари»
Вариант 3
Гамма Ре мажор с переходом в 3-ю позицию
Избранные этюды. Вып.2 №45
Яньшинов А. Концертино
Вариант 4
Гамма ля минор 3-октавная
Мазас К. Этюд №2
Вивальди А. Концерт ля минор, 1 часть
Примерный репертуарный список:
1. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М. Гос. муз.изд., 1987
2. Избранные этюды 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996
3. Избранные этюды 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996
4. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., « Композитор», 1992
5. Хрестоматия для скрипки
Пьесы и произведения крупной формы, 2-3 классы.
Составители: М. Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008
6. Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 3-4 классы.
Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка, 1991
7. Юный скрипач, вып. 1 (составитель К. Фортунатов). М., «Советский композитор»,
1992
4 класс
Изучение грифа в высоких позициях. Однооктавные гаммы на одной струне с
различными вариантами аппликатуры. Гаммы мажор и минор 3-октавные до 4-х знаков.
Упражнения на двойные ноты (терции, сексты, октавы).
Работа над штрихами (деташе, легато, мартле, сотийе, спиккато). Пунктирный
штрих.
Развитие навыков более виртуозной игры, легкость и точность артикуляции пальцев
левой руки, разнообразное вибрато. Продолжение работы над кантиленой и звуковеденим.
Стилевое разнообразие репертуара, классическая и романтическая пьеса.
Ансамблевое музицирование. Чтение с листа более сложных произведений.
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Гамма Ре мажор в 3 позиции
Избранные этюды, вып.2 № 16
Векерлен Э. Старинная французская песенка
Бах И.К. Марш
Вариант 2
Гамма До мажор с переходом в 3-ю позицию
Избранные этюды, вып 2 №54
Данкля Ш. Вариации на тему Доницетти
10
Вариант 3
Гамма ля минор 3-октавная
Мазас К. Этюд № 15
Донт Я. Этюд № 3
Акколаи А. Концерт
Вариант 4
Гамма Ре мажор 3-октавная, двойные ноты
Донт Я. Оп.37. Этюд № 11
Крейцер Р. Этюд ля минор № 10
Роде П. Концерт №8: 2,3 части
Примерный репертуарный список:
1. Избранные этюды, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996
2. Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский композитор», 1983
3. Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004
4. Донт Я. Этюды, соч. 37. М., Музыка, 1988
5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы
(Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987
6. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995
7. Юный скрипач, вып.2 (Редактор К.Фортунатов). М., «Советский композитор», 1992
5 класс
Изучение гамм в более сложных тональностях. Двойные ноты (терции, сексты,
октавы). Развитие беглости. Трели. Пунктирный ритм.
Продолжение работы над штрихами в более сложном их сочетании. Старинная
соната. Пьесы и концерты виртуозно-романтического характера.
Ансамблевое музицирование в разных составах. Игра в оркестре. Чтение с листа
более сложных произведений.
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Гамма ля мажор 3-октавная
Избранные этюды, вып.2 № 24
Избранные этюды, вып.2 № 31
Корелли А. Соната Ля мажор
Вариант 2
Гамма ми минор 3-октавная
Мазас К. Этюд № 3
Мазас К. Этюд № 17
Виотти Дж. Концерт № 23: 1 часть
Вариант 3
Гамма Си-бемоль мажор, двойные ноты
Донт Я. Соч. 37. Этюд № 9
Фиорилло Ф. Этюд № 5
Роде П. Концерт № 8: 1 часть
Вариант 4
Гамма Соль мажор 4-октавная, двойные ноты
Фиорилло Ф. Этюд № 13
Берио Ш. Этюд № 29
Шпор Л. Концерт № 2: 1часть
11
Примерный репертуарный список:
Предлагаемый музыкальный материал содержит произведения для исполнения в 5,
6, 7, 8 классах на выбор преподавателя.
1. Избранные этюды, вып.2, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996
2. Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004
3. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009
4. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987
5. Донт Я. Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1987
6. Донт Я. Соч. 38. Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980
7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.
Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987
8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы, 5-6 классы. М.,
Музыка, 1987
9. Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995
(Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий
концерт»)
10. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Зейтц Ф.
Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля минор: 1 часть,
Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23: 1 часть, Берио К.
Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть).
6 класс
Гаммы 3-х и 4-октавные, продолжение работы над двойными нотами. Аккордовая
техника. Продолжение развития техники левой руки, совершенствование различных
видов штрихов и их вариантов в этюдах и пьесах.
Работа над более разнообразным звучанием инструмента, более эмоциональное и
смысловое наполнение исполняемого произведения.
Игра в ансамблях и школьном оркестре. Изучение партий, чтение с листа.
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Гамма соль минор 3-октавная
Мазас К. Этюд № 17
Донт Я. Соч.37 № 3
Зейтц Ф. Концерт № 3: 1 часть
Вариант 2
Гамма До мажор, двойные ноты
Мазас К. Этюд № 25
Донт Я. Соч.37. Этюд № 4
Роде П. Концерт № 8: 1 часть
Вариант 3
Гамма ля минор, двойные ноты
Крейцер Р. Этюд № 10
Донт Я. Соч. 37 Этюд № 11
Берио Ш.
Концерт № 9: 1 часть
Вариант 4
Гамма ре минор, двойные ноты
Крейцер Р.
Этюд № 12 Ля мажор
Роде П. Каприс № 2
Виотти Дж. Концерт № 22: 1 часть
12
7 класс
Активное освоение скрипичного репертуара разностилевой направленности.
Сонаты Корелли, Вивальди, Локателли, Генделя, Бенды.
Романтическая кантилена и виртуозные пьесы. Крупная форма более сложной
фактуры и содержания.
Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так
и в составе ансамблей и школьного оркестра.
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Гамма Ре мажор, двойные ноты
Мазас К. Этюд № 30
Донт Я. Соч.37 Этюд № 6
Роде П. Концерт №8, 1 часть, 1 соло
Вариант 2
Гамма ми минор, двойные ноты
Донт Я. Соч.37. Этюд № 6
Крейцер Р. Этюд № 2 До мажор
Данкля Ш. Концертное соло № 3
Вариант 3
Гамма Фа мажор, двойные ноты
Данкля Ш. Этюд № 1
Крейцер Р. Этюд № 7
Шпор Л. Концерт № 2: 1 часть
Вариант 4
Гамма Си-бемоль мажор, двойные ноты
Крейцер Р. Этюд № 35
Данкля Ш. Этюд № 13
Вьетан А. Баллада и полонез
8 класс
В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы. В
некоторых случаях допускается повторение произведения ранее исполнявшегося.
В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать ее на классных
вечерах и школьных концертах.
Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей
ученика и способствовать развитию и демонстрации лучших его качеств.
Требования к выпускной программе:
Барочная соната: 1-2 части или 3-4-части
Концерт: 1часть или 2 и 3 части
Пьеса подвижного характера
Примеры экзаменационных программ:
Вариант 1
Валентини В. Соната ля минор, две части
Комаровский А. Концерт Ля мажор, 1 часть
Рамо Ж.Ф. Тамбурин
Вариант 2
Корелли А. Соната ми минор: 1,2 части
Виотти Дж. Концерт № 20: 1 часть
Прокофьев С. Русский танец
13
Вариант 3
Гендель Г.Ф. Соната Ми мажор: 1,2 части
Вьетан А. Фантазия-аппассионата
Шер А. Бабочки
Вариант 4
Локателли П. Соната соль минор, две части
Шпор Л. Концерт № 9
Венявский Г. Мазурка
Общий репертуарный список крупной формы и пьес, наиболее исполняемых в ДМШ,
расположенных в списке по нарастающей сложности:
Крупная форма
Гендель Г.Ф. Сонатина
Комаровский А. Концертино Соль мажор
Ридинг О. Концерт си минор 1 часть
Ридинг О. Концерт си минор 2-3 части
Ридинг О. Концерт Соль мажор
Бакланова Н. Сонатина
Бакланова Н. Концертино
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор (обр. К.Родионова)
Комаровский А. Вариации «Пойду ль, выйду ль я …»
Яньшинов А. Концертино в русском стиле
Зейтц Ф. Концерт № 1 Соль мажор
Вивальди А. Концерт Соль мажор
Вивальди А. Концерт ля минор
Корелли А. Соната ми минор
Паганини Н. Тема с вариациями
Данкля Ж. Вариации
Валентини Д. Соната ля минор
Корелли А. Соната Ля мажор
Акколаи Ж. Концерт ля минор
Холлендер Г. Легкий концерт
ВиоттиКонцерт № 23 1 часть
Зейтц Ф. Концерт № 3 соль минор
Данкля Ж. Концертное соло № 3
Берио Ш. Вариации ре минор
Роде П. Концерты №№ 6, 7, 8
Берио Ш. Концерт № 9
Берио Ш. Балетная сцена
Гендель Г.Ф. Соната Ля мажор
Крейцер Р. Концерты №№ 13 и 19.
Берио Ш. Концерт № 7
Шпор Л. Концерт № 2
Гендель Г.Ф. Соната ми минор
Кабалевский Концерт
Бах И.С. Концерт ля минор 1 часть
14
Вьетан А. Фантазия-аппассионата
Виотти Д. Концерт № 22
Вьетан А. Баллада и Полонез
Шпор Л. Концерт № 9
Гендель Г.Ф Соната Ре мажор
Локателли П. Соната соль минор
Тартини Д. Соната соль минор «Покинутая Дидона»
Корелли–ЛеонарФолия
Витали-Шарльеакона
Вьетан А. Концерт № 2 1 часть
Брух М. Концерт соль минор 1 часть
Вьетан А. Концерт № 4, 1 и 2 части
Венявский Г. Концерт № 2
Мендельсон Ф. Концерт
Лало Э. Испанская симфония 1 часть
Пьесы
Кантилена
Сен-Санс К. Лебедь
Шостакович Д. Элегия
Дварионас Б. Элегия
Бах-ГуноAveMaria
ГлиэрР. Романс до минор
Глиэр Р. Элегия
Глиэр Р. Вальс
Чайковский П. Песня без слов
Фибих З. Поэма
Гендель Г.Ф. Ларгетто
Верачини Ф. Ларго
Рафф И. Каватина
Александров А. Ария
Хачатурян А. Ноктюрн
Пуньяни Г. Ларго
Глюк К. Мелодия
Балакирев М. Экспромт
Глиэр Р. Романс Ре мажор
КрейслерРимский-Корсаков Н. Песня индийского гостя
Масснэ Ж. Размышление
Кабалевский Д. Импровизация
Венявский Г. Легенда
Паганини Н. Кантабиле
Деплан Дж. Интрада
Гендель-ФлешАрия
Крейслер Ф. Граве в стиле Баха
Глазунов А. Размышление
15
Свендсен Ю. Романс
Сарасате П. Андалузский романс
Пьесы подвижного и виртуозного характера
Дженкинсон Э. Танец
Эллертон Дж. Тарантелла
Рубинштей Н. Прялка
Кюи Ц. Непрерывное движении
Леви Н. Тарантелла
Бом К. Непрерывное движение
Яньшинов А. Прялка
Бакланова Н. Этюд-стаккато
Глиэр Р. У ручья
Глазунов А. Град
Шуберт Ф. Пчелка
Шер В. Бабочки
Шер В. Концертная пьеса
Прокофьев С. Гавот из Классической симфонии
Фиокко Ж. Аллегро
Бах И.С. Аллегро
Куперен Ф. Маленькие ветряные мельницы
Дакен Л.К. Кукушка
Новачек О. Непрерывное движение
Прокофьев С. Скерцо
Крейслер Ф. В темпе менуэта
Крейслер Ф. Менуэт в стиле Порпора
Рис Ф. Непрерывное движение
Паганини Н. Сонатина ми минор
Венявский Г. Мазурки
Крейслер Ф. Сицилиана и Ригодон
Крейслер Ф. Прелюд и Аллегро в стиле Пуньяни
Прокофьев С. Вальс, Мазурка и Гавот из балета «Золушка»
Вьетан А. Тарантелла
Синдинг К. Престо из Сюиты
Сарасате П. Интродукция и Тарантелла
Крейслер Ф. Вариации на тему Корелли
Венявсий Г. Скерцо-тарантелла
Гаммы и упражнения
Бакланова Н. Маленькие упражнения для начинающих
Яньшинов А. Гаммы и арпеджио
Шрадик Г. Упражнения 1-я тетрадь
Конюс Ю. Маленькие этюды и упражнения в двойных нотах
Гилельс Е. 24 гаммы и арпеджио
Гилельс Е. Ежедневные упражнения
Григорян А. Гаммы и арпеджио
16
Флеш К. Гаммы и арпеджио
Конечно, этот список не является полным. В педагогической практике репертуар
непрерывно пополняется, но общий принцип постепенного усложнения и многообразия
стилей должен сохраняться.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень
подготовки
обучающихся
является
результатом
освоения
образовательной программы учебного предмета «Специальность (скрипка)», который
приводит к формированию комплекса знаний, умений и навыков, таких как:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному
музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий
использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения
наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать
репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм;
знание репертуара для струнного инструмента, включающего произведения разных
стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды,
инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;
знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,
выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами
техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических
приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике
разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими
трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического,
тембрового слуха;
наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Результаты деятельности «Стартового уровня»:
Личностные критерии сформированности:
проявление выраженного интереса к музыкальной деятельности;
умение эмоционально откликаться на музыку и характеризовать её;
проявление творческого мышления.
Обучающийся должен уметь ярко и выразительно исполнять несложные музыкальные
произведения и рассказать о своём отношении к этим произведениям, оценить своё
исполнение и сравнить с другими исполнениями.
Регулятивные критерии сформированности:
умение с помощью преподавателя определить сложность работы над
произведением;
умение самостоятельно работать дома;
17
умение учить текст наизусть;
умение находить и исправлять ошибки в тексте;
умение анализировать простой музыкальный текст.
Обучающийся должен уметь находить в тексте новое, осознанно и грамотно выучивать и
исполнять наизусть музыкальные произведения.
Познавательные критерии сформированности:
стремление к разучиванию новых произведений;
умение определять в тексте строение мелодии, средства выразительности;
умение запоминать и воспроизводить новые музыкальные знания;
умение читать простейший нотный текст с листа.
Обучающийся должен
уметь выбирать произведение по вкусу и по силам из
предложенного преподавателем музыкального материала, проявлять инициативу в
выборе репертуара.
Коммуникативные критерии сформированности:
умение сотрудничать с преподавателем и обучающимися в образовательном
процессе;
умение слушать и слышать себя, преподавателя и других обучающихся;
владение культурой поведения на концертах;
соблюдение музыкального этикета.
Обучающийся должен уметь культурно вести себя на концерте, спокойно слушать
исполнение других обучающихся, делиться впечатлениями.
Результаты деятельности «Базового уровня»:
Личностные критерии сформированности:
осмысленное оценивание музыкальной деятельности;
умение определять жанр, форму, стиль музыкального сочинения (анализ музыки);
проявление развернутого творческого и полифонического мышления.
Обучающийся должен уметь уверенно и выразительно исполнять музыкальные
произведения разных жанров, давать характеристику своему выступлению и другим
выступлениям.
Регулятивные критерии сформированности:
умение самостоятельно определить сложности работы над произведением;
умение работать дома самостоятельно;
умение грамотно учить текст наизусть;
умение находить и исправлять ошибки в тексте.
Обучающийся должен уметь анализировать текст, осознанно и грамотно выучивать и
исполнять наизусть музыкальные произведения.
Познавательные критерии сформированности:
стремление к поиску и разучиванию новых произведений;
умение анализировать строение текста;
умение запоминать и пользоваться новыми музыкальными знаниями;
умение читать нотный текст с листа.
Обучающийся должен уметь выражать пожелание при выборе репертуара, быстро и
грамотно читать нотный текст, самостоятельно расширять музыкальный кругозор при
помощи интернет-ресурсов.
Коммуникативные критерии сформированности:
умение сотрудничать в образовательном процессе в образовательной
деятельности;
умение грамотно выражать свои мысли относительно музыкальных пристрастий;
18
умение владеть музыкальным этикетом.
Обучающийся должен
уметь осмысленно слушать
произведений, анализировать любое выступление.
исполнение
музыкальных
Результаты деятельности «Продвинутого уровня»:
Личностные критерии сформированности:
осмысленное оценивание музыкальной деятельности;
умение определять жанр, форму, стиль музыкального сочинения (полный анализ
музыки);
проявление развернутого творческого и полифонического мышления.
Обучающийся должен уметь выразительно и грамотно исполнять музыкальные
произведения разных жанров и стилей, владеть музыкальным языком, обладать широким
музыкальным кругозором.
Регулятивные критерии сформированности:
умение самостоятельно определить сложность работы над музыкальным
произведением;
умение работать дома самостоятельно;
умение грамотно учить текст наизусть;
умение находить и исправлять ошибки в тексте.
Обучающийся должен уметь анализировать текст, грамотно выучивать и исполнять
наизусть музыкальные произведения, пользоваться различными способами решения
технических проблем.
Познавательные критерии сформированности:
стремление к поиску и разучиванию новых произведений;
умение анализировать строение текста;
умение запоминать и пользоваться музыкальными знаниями;
умение грамотно читать нотный текст с листа.
Обучающийся должен уметь выбирать репертуар, быстро и грамотно читать нотный текст,
самостоятельно расширять музыкальный кругозор при помощи интернет-ресурсов.
Коммуникативные критерии сформированности:
умение сотрудничать в процессе совместной деятельности;
умение грамотно выражать свои мысли относительно музыкального репертуара;
владение музыкальным этикетом.
Обучающийся должен уметь осмысленно слушать исполнение других музыкантов,
анализировать любое выступление.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества занятий по «Специальности (скрипка)» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться
прослушивания, формами текущего контроля могут быть контрольные уроки.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и
экзаменов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов,
академических концертов, исполнения концертных программ и др.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих четверть или полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
19
предусмотренного на данный учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий.
Итоговый экзамен проводится: по окончании 8 класса (выпускной экзамен) при 8летнем сроке обучения.
Учащиеся остальных классов в конце каждого учебного года сдают переводной
зачет.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации
обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании
образовательного учреждения.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения
и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или
экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
Учащийся должен продемонстрировать весь комплекс
музыкально-исполнительских достижений на данном
этапе, грамотно и выразительно исполнить свою
программу, иметь хорошую интонацию, хорошее звучание
и достаточно развитый инструментализм
4 («хорошо»)
При всех вышеизложенных пунктах не достаточно
музыкальной выразительности или несколько отстает
техническое развитие учащегося
Исполнение носит формальный характер, не хватает
технического развития и инструментальных навыков для
качественного исполнения данной программы, нет
понимания стиля исполняемых произведений, звучание
маловыразительное, есть интонационные проблемы
Программа не донесена по тексту, отсутствуют
инструментальные навыки, бессмысленное исполнение,
нечистая интонация, отсутствие перспектив дальнейшего
обучения на инструменте
Исполнение соответствует необходимому уровню на
данном этапе обучения
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
«зачет» (без оценки)
Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. С
учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой
«+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление
учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся
выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в
области музыкального искусства.
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
20
оценка на академическом концерте или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие
параметры:
Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения
инструментом.
Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
Понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия стиля
исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Контрольные требования на разных этапах обучения
Оценки выставляются по окончании четверти и полугодий учебного года. В конце
учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.
В течение учебного года учащийся должен выступать не менее 4-х раз:
1-е полугодие
Октябрь-ноябрь – технический зачет (гамма и этюды)
Ноябрь-декабрь – пьесы или крупная форма
2-е полугодие
Февраль-март - гамма, два этюда
Апрель-май - пьесы или крупная форма.
Учащиеся 1-х и 2-х классов могут играть один этюд и две пьесы, это зависит от
степени подготовленности учащегося в каждом конкретном случае.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Необходимым условием для успешного обучения игре на скрипке является
формирование у ученика уже на начальном этапе правильной поставки правой и левой
рук, корпуса. Что же касается учащихся, которые нуждаются в значительной перестановке
рук и освобождении мышечного аппарата, то данную работу необходимо вести по
программе, которая в первую очередь предусматривает решение этих задач. В связи с этим
в одном и том же классе даны четыре варианта зачетной программы, где наиболее полно
отражены все аспекты художественного и технического развития ученика и его
возможности на данном этапе.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.)
способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При
освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется
применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д. При
работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно
проверять их выполнение.
Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой –
важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно
проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания
педагога.
В работе над музыкальными произведениями необходимо постоянно
восстанавливать связь между художественной и технической сторонами изучаемого
произведения.
21
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над
произведением, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по
основной программе.
Репертуар учащихся состоит из технического и художественного материала.
Репертуар должен быть разнообразным по стилю, содержанию, форме, жанру,
фактуре. При формировании экзаменационных программ за основу был взят общий
принцип «сплошной вертикали», т.е. последовательность, постепенность и нарастающая
сложность репертуара. При составлении зачетной или экзаменационной программы важно
соблюсти все аспекты музыкальных и технических сложностей, освоение которых ученик
должен продемонстрировать на данном этапе своего развития. Например, если один этюд
посвящен проблемам левой руки, то желательно, чтобы во втором этюде акцент делался на
технике штрихов; если выбрана классическая крупная форма, то пьеса должна быть
романтически-виртуозного характера (и наоборот).
Комплексный подход, продуманный выбор учебного материала – важнейшие
факторы успешного развития учеников.
К началу каждого полугодия преподаватель составляет на каждого ученика
индивидуальный план, который утверждает заведующий отделением. В конце полугодия
преподаватель вносит изменения, если они были, и информацию обо всех выступлениях
ученика с оценкой и краткой характеристикой учащегося. При составлении
индивидуального плана необходимо учитывать индивидуальные и личностные
особенности, а также степень подготовки учащегося. В репертуар следует включать
произведения, доступные с точки зрения технической и образной сложности,
разнообразные по стилю, жанру, форме.
Важнейший раздел индивидуального плана – работа над этюдами, гаммами,
упражнениями и другим учебно-вспомогательным материалом. При выборе этюдов
следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов
может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач
(ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня исполнительской
законченности).
Путь развития ученика определяется лишь в процессе занятий, поэтому
педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы, главное,
недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкальноисполнительские возможности ученика и не соответствующие его возрастным
особенностям.
Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их
самостоятельных домашних занятий. Очень важно показать учащимся, как рационально
использовать время, отведенное для работы дома. На уроке необходимо четко ставить
конкретные задачи и показывать пути их решения, фиксировать их в дневнике. Это
поможет более осознанно строить домашние занятия, развивает навыки самостоятельной
работы. В результате учебный процесс проходит значительно плодотворнее.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Они
должны быть ежедневными. Количество времени, расходуемого в домашних занятиях,
обуславливается степенью сложности проходимого музыкального материала, подготовкой
к выступлениям на зачетах и концертах. Кроме того, желательно, чтобы ежедневные
домашние занятия были четко распланированы следующим образом:
1) работа над техническим материалом (гаммы, этюды);
2) работа над пьесами и произведениями крупной формы;
3) проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях;
4) самостоятельный разбор нового музыкального материала;
22
5) посещение концертов, спектаклей, а также непосредственное участие учащегося
в концертной деятельности класса и школы.
Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в ходе
домашних занятий. Кроме того, важно регулярное посещение различных
филармонических концертов, музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных
мероприятий.
Чтобы занятия дома были продуктивнее и интереснее, необходимо научить
учащегося самостоятельно и творчески мыслить, уметь четко формулировать проблему на
уроке и находить пути ее решения.
Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять репертуар,
заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях, как в качестве солиста, так и
в ансамбле. Недопустимо играть одну программу в течение учебного года – это
притупляет ощущения музыки, тормозит творческий процесс, вследствие чего
самостоятельные
занятия
дома
становятся
рутинными,
неинтересными
и
малопродуктивными.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
1. Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский композитор», 1983
2. Верачини Ф. Сонаты для скрипки. ElibronClassics, 2002
3. Вивальди А. Двенадцать сонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004
4. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М., Кифара, 2006
5. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1985
6. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., «Композитор», 1992
7. Гендель Г.Ф. 6 сонат для скрипки и ф-но
8. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986
9. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетради. М., «Композитор», 2002
10. Данкля Ш. Этюды соч. 73. М., Музыка, 1970
11. Донт Я. Этюды соч. 37. М., Музыка, 1988
12. Донт Я. Этюды для 2-х скрипок соч. 38. М., Музыка, 1980
13. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз.изд., 1962
14. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996
15. Избранные этюды, 1-3 классы ДМШ. М., «Музыка», 2010
16. Избранные этюды, 3-5 классы ДМШ. М., «Музыка», 2012
17. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Музыка», 2012
18. Классические пьесы (составитель и редактор С.Шальман). СПб, «Композитор», 2009
19. Корелли А. 10 сонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004
20. Крейцер Р. Этюды (ред. А.Ямпольского). М., «Музыка», 1987
21. Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004
22. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., «Музыка», 2004
23. Роде П. 24 каприса. М., «Музыка», 2009
24. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. «Музыка», 2000
25. Тартини Дж. Соната соль минор «Покинутая Дидона»
26. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., «Музыка», 1987
27. Флеш К. Гаммы и арпеджио. М., «Музыка», 1962
28. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 1-2 классы.
Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., «Музыка»,
2011
29. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы.
Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., «Музыка», 2008
23
30. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 классы.
Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., «Музыка», 2012
31. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.
(Составитель Ю.Уткин). М., «Музыка», 2011
32. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995
33. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.
Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 2011
34. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. М.,
Музыка, 2012
35. Хрестоматия. Концерты, вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 2005
36. Юный скрипач. Вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский
композитор», 1992
37. Юный скрипач. Вып.2. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский
композитор», 1992
38. Юный скрипач. Вып.3 Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский
композитор», 1992
39. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003
Список рекомендуемой методической литературы
1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965
2. Безродный И. Искусство, мысли, образ. ООО «Дека-ВС», 2010
3. Беленький Б. – Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М., «Музыка»,
1990
4. Берлянчик М. «Как учить игре на скрипке в школе». Сборник статей. М., «Классика
ХХI», 2006
5. Берлянчик М. «Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых
инструментах». Сборник статей. М., «Музыка», 1978
6. «Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1980. Выпуск 2, составитель
Руденко В.И.
7. «Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1986. Выпуск 7, составитель
Руденко В.И.
8. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика ХХI», 2006
9. Григорьев В. Исполнитель и эстрада. М., «Классика XXI», 2006
10. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л.,
«Музыка», 1988
11. Гутников Б. Об искусстве скрипичной игры. Л., «Музыка», 1988
12. Ойстрах Д. Воспоминания, статьи. Сост. Григорьев В. - М., «Музыка», 2008
13. Иегуди Менухин. Странствия. Издательство КоЛибри, 2008
14. Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика ХХI», 2007
15. Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины. СПб, «Композитор», 2004
16. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М., «Музыка», 1985
17. Либерсан М., Берлянчик М. Культура скрипичного тона. Теория и практика. М.,
«Музыка», 2011
18. Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки. М., «Классика XXI»,
2006
19. Либерман М. Развитие вибрато как средства художественной выразительности. М.,
«Классика ХХI», 2006
20. Мазель В. Скрипач и его руки. Правая рука. СПб, «Композитор», 2006
21. Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., МузГиз, 1956
22. Порсегов А., Тагиев М. «Проблемы мышечных ощущений при игре на скрипке».
Ишыг, Баку, 1978
24
23. Синайская А. Исполнительские ритмы как основа координации движений скрипача.
М., «Союз художников», 2003
24. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., МузГиз, 1983
25. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. М., «Музыка», 1973
26. Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры скрипача. СПб, 2002
27. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009
28. Натансон В., Руденко В. «Вопросы методики начального музыкального образования».
М., Музыка, 1981
29. Павличенко С. Краткий музыкальный словарь-справочник. М., «Кифара», 2011
30. Подколзина В. Скрипичные концерты Ф.А. Моцарта. Особенности жанра и
исполнительской интерпретации. М., «Флинта», Наука 201
25