Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Приозерского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
Приложение № 3
к дополнительной предпрофессиональной
программе в области музыкального
искусства «Струнные инструменты. Скрипка»
Нормативный срок обучения - 8 лет
Предметная область
ПО.01. Музыкальное исполнительство
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФОРТЕПИАНО
(ПО.01.УП.03.)
п. Саперное 2024 г.
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
МУДО «Шумиловская ДШИ»
Протокол от 26 августа 2024 г. № 1
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом МУДО
«Шумиловская ДШИ»
от 26 августа 2024 г. № 18
Разработчик:
Маршакова Наталья Евгеньевна,
преподаватель фортепиано и концертмейстер,
высшая квалификационная категория
Рецензент:
Волынец Марина Валерьевна,
заместитель директора по учебной-воспитательной работе,
преподаватель теоретических дисциплин и концертмейстер,
высшая квалификационная категория
Рецензент:
Капустина Наталья Михайловна,
заведующая отделением фортепиано Приозерской ДШИ,
высшая квалификационная категория
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Список рекомендуемой нотной литературы
Список рекомендуемой методической литературы
2
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе примерных
учебных программ рекомендованных Министерством культуры РФ под редакцией И. Е.
Домогацкой и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Струнные
инструменты. Скрипка».
Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а
также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об
исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа,
навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки
самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой
деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является
одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки
учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения
теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств
обучающимся на отделении народных инструментов, необходим курс ознакомления с этим
дополнительным инструментом.
Срок реализации учебного предмета
Срок
реализации
учебного
предмета
для
8-летнего
обучения
по
предпрофессиональной программе «Струнные инструменты» составляет 6 лет (с 3 по 8
класс)
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано»
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час
аудиторных занятий в неделю.
Программа
предмета
«Фортепиано»
предусматривает
обязательную
самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или
синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями
педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.
с 3 по 8 класс
Срок обучения
Количество часов на аудиторные занятия
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
Максимальная учебная нагрузка часах
6 лет
198
396
594
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная, рекомендуемая
продолжительность урока – 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные
возможности,
трудоспособность,
эмоционально-психологические
особенности.
3
Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного
исполнительства.
Задачи:
развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его
музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и
музыкальному творчеству;
владение основными видами фортепианной техники для создания художественного
образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано
с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами
штрихов – non legato, legato, staccato;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности,
эмоциональности;
овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения
инструментом фортепиано в рамках программных требований;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с
листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами,
фразировкой, динамикой, педализацией;
приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к
музицированию.
Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
словесные (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов,
наблюдение);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с
листа, исполнением музыкальных произведений).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
«Фортепиано»
4
Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не
менее 6 кв. м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а
также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать
противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть
настроены.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета «Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и
аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения
Год обучения
Классы
1
2
3
4
5
6
3
4
5
6
7
8
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
33
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия (в
неделю)
1
1
1
1
1
1
Количество часов на аудиторные занятия (в год)
33
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия (за весь
период обучения)
Количество часов на самостоятельную работу (в
неделю)
Количество часов на самостоятельную работу (в
год)
Количество часов на самостоятельную работу (за
весь период обучения)
Максимальное количество
часов занятий (в неделю)
Максимальное количество
часов занятий (в год)
Максимальное количество
часов занятий (за весь период обучения)
198
2
2
2
2
2
2
66
66
66
66
66
66
396
3
3
3
3
3
3
99
99
99
99
99
99
594
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по
годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному
предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической
целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Требования по годам обучения
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по
годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед
педагогом.
5
1 год обучения (3 класс)
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры,
знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой,
музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения
на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения
основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры
на фортепиано» под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б. Милич) и
других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия.
Знание понятий «квинтовый круг», «лад», «тональность».
Гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми-мажор отдельно каждой рукой на одну октаву. Аккордтоническое трезвучие – отдельно каждой рукой.
Оценки выставляются:
- за работу в классе и дома,
- по результатам публичных выступлений,
- по четвертям.
Промежуточный контроль осуществляется в виде контрольных уроков в конце 1-го
и 2-го полугодий с оценкой.
Примерные репертуарные списки
Пьесы полифонического склада
Бах И.-С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)
Корелли А. Сарабанда ре минор
Моцарт В. Менуэт фа мажор
Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор
Перселл Г. Ария
Скарлатти Д. Ария
Этюды
Гнесина Е. «Фортепианная азбука»: «Маленькие этюды для начинающих»
Лешгорн А. «Избранные этюды для начинающих» соч.65
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А. Николаева: этюды
Пьесы
Гречанинов А. Соч.98: «В разлуке», «Мазурка»
Гедике А. Танец
Глинка М. Полька
Кабалевский Д. «Клоуны», «Маленькая полька»
Майкапар А. Соч. 28: «Бирюльки», «В садике», «Пастушок», «Мотылек»
Хачатурян А. Андантино
Штейбельт Д. Адажио
Примеры программ к к/у на конец года
Вариант 1
Ансамбль: С. Прокофьев «Болтунья»
Старокадомский М. «Веселые путешественники»
Польская нар. песня «Висла»
Вариант 2
Ансамбль: «Здравствуй, гостья зима»
Гнесина Е. Этюд
6
Майкапар А. «В садике»
2 год обучения (4 класс)
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на
фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные
игровые навыки. Чтение с листа.
Оценки выставляются:
- за работу в классе и дома,
- по результатам публичных выступлений,
- по четвертям.
Промежуточный контроль осуществляется в виде контрольных уроков в конце 1-го
и 2-го полугодий с оценкой.
За год учащийся должен изучить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2-3 произведения полифонического стиля,
1-2 ансамбля,
гаммы: До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды,
арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А. Николаева):
Арман Ж. Пьеса ля минор
Аглинцова Е. Русская песня
Кригер И. Менуэт
Курочкин Д. Пьеса
Левидова Д. Пьеса
Бах И.-С. Полонез соль минор; Бурре
Моцарт Л. Волынка; Бурре; Менуэт
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор
Гедике А. Ригодон
Телеман Г. Ф. Гавот
Этюды
Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.
Гнесина Е. Фортепианная азбука
Беркович И. Этюд Фа мажор
Гурлит М. Этюд ля минор
Майкапар А. Этюд ля минор
Лекуппэ Ф. Этюд До мажор
Черни-Гермер Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)
Шитте Л. Этюды соч. 108 №№ 1, 3, 5, 7
Пьесы
Беркович И. 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»
Гайдн Й. Анданте Соль мажор
Гедике А. Русская песня, соч. 36
Григ Э. Вальс ля минор, соч. 12
Майкапар А. «Пастушок», «В садике», соч. 28
Руббах А. «Воробей»
Фрид Г. «Грустно»
Чайковский П. «Мой Лизочек», «В церкви»
7
Шостакович Д. Марш
Штейбельт Д. Адажио
Ансамбли в 4 руки
Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»
Глинка М. Хор «Славься»
Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»
Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»
Примеры программ к к/у на конец года
Вариант 1
Гедике А.
Этюд ля минор
Левидова Д. Пьеса
Руббах А.
«Воробей»
Вариант 2
Шитте Л.
Этюд соч. 108 № 17
Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор
Чайковский П. «В церкви»
3 год обучения (5 класс)
Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в
репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного
исполнения (П. И. Чайковский «Болезнь куклы», А. Гречанинов «Грустная песенка» и др.).
Начиная с 3 года обучения изменения в содержании учебных занятий касаются
усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к качеству
исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.
Оценки выставляются:
- за работу в классе и дома,
- по результатам публичных выступлений,
- по четвертям.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1и 3 четвертях по результатам
текущего контроля и публичных выступлений, во 2 четверти в виде контрольного урока, в
4 четверти проводится промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета с
оценкой, проводимого в присутствии комиссии.
За год учащийся должен освоить:
4 этюда,
4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1 часть произведения крупной формы,
1-2 ансамбля,
гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2
октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арнэ Т. Полифонический эскиз
Бах Ф.-Э. Маленькая фантазия
Бах И.-С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.: До мажор, ре минор, Фа мажор;
Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор
Бём Г. Менуэт
Гедике А. Фугетты соч. 36: До-мажор, Соль мажор
8
Гендель Г. Ф Ария
Пёрселл Г. Сарабанда
Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова: сарабанда Ре мажор, менуэты Ре мажор,
ре минор
Сен-Люк Ж. Бурре
Чюрленис М. Фугетта
Этюды
Бертини А. Этюд Соль мажор
Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32
Гедике А. Соч. 58. «Ровность и беглость»
Лешгорн А. Соч. 65, №№ 4-8, 11, 12, 15
Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 1, 2
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1, 2
Шитте Л. Соч. 108: №№ 14-19
Крупная форма
Диабелли А. Сонатина
Кулау Ф. Сонатина До мажор
Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Пьесы
Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»
Тюрк Д. Г. Песенка
Гедике А. Русская песня
Александров А. Новогодняя полька
Гайдн Й. Анданте
Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», «Вечер», «Песня»
Гедике А. Соч. 36: №№ 21, 23, 31
Гречанинов А. «На лужайке», Вальс
Григ Э. Вальс ми минор
Дварионас Б. Прелюдия
Лоншан-Друшкевич К. Полька
Моцарт В. 14 пьес: № 8
Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка
Свиридов Г. «Ласковая просьба»
Сигмейстер Э. Блюз
Чайковский П. Марш деревянных солдатиков
Шуман Р. Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник»
Ансамбли в 4 руки
Векерлен Ж. Б. Пастораль
Бетховен Л. Афинские развалины
Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»
Шуберт Ф. Немецкий танец
Чайковский П. Танец феи Драже
Моцарт В. Ария Папагено из оп. «Волшебная флейта»
Примеры программ к промежуточной аттестации
Вариант 1
Черни-Гермер
Этюд, 1 тетрадь, № 21
Бём Г.
Менуэт
Дварионас Б.
Прелюдия
Вариант 2
Лешгорн А.
Этюд соч. 65 № 11
Перселл Г.
Ария
9
Чайковский П.
Детский альбом: Полька
4 год обучения (6 класс)
Годовые требования:
4-5 этюдов,
2-3 пьесы,
2 полифонических произведения,
1 часть крупной формы,
1-2 ансамбля,
продолжение формирования навыков чтения с листа,
гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к ним,
хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1и 3 четвертях по результатам
текущего контроля и публичных выступлений, во 2 четверти в виде контрольного урока, в
4 четверти проводится промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета с
оценкой, проводимого в присутствии комиссии. В программу промежуточной аттестации с
4-го года обучения желательно включить этюд.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Арман Ж. Фугетта
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах; Маленькие прелюдии до минор,
ми минор
Бах Ф.Э. Анданте
Рамо Ж. Менуэт в форме рондо
Гендель Г. 3 менуэта
Кирнбергер И.Ф. Сарабанда
Корелли А. Сарабанда
Скарлатти Д. Ария ре минор
Циполи Д. Фугетта
Перселл Г. Ария, Менуэт Соль мажор
Гедике А. Инвенция ре минор
Этюды
Гурлит К. Этюд Ля мажор
Гедике А. Этюд ми минор
Шитте Л. Этюды соч.160: №10, 14, 15, 18
Геллер С. Этюды
Гнесина Е. Маленький этюд на трели
Гозенпуд М. «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано, вып.1, сост. Руббах)
Лешгорн А. Соч. 65
Лемуан А. Соч. 37: №№ 10-13, 20
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35
Крупная форма
Андрэ А. Сонатина Соль мажор
Бенда Я. Сонатина ля минор
Вебер К. Сонатина До мажор
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, 1, 2 ч.
Кулау А. Сонатина № 4
Клементи М. Сонатины До мажор, Фа мажор
Моцарт В. Сонатина Ля мажор, Си-бемоль мажор
10
Мюллер А. Сонатина, 1 ч.
Плейель Р. Сонатина
Моцарт В. Легкие вариации
Кикта В. «Вариации на старинную украинскую песню»
Пьесы
Алябьев А. Пьеса соль минор
Мясковский Н. «Беззаботная песенка»
Дварионас Б. Прелюдия
Гедике А. Скерцо
Гречанинов А. Соч. 98, № 1
Лядов А. Колыбельная
Кюи Ц. «Испанские марионетки»
Кабалевский Д. Токкатина
Майкапар А. «Мимолетное видение», «Пастушок», «Мотылек»
Моцарт В. Аллегретто Си-бемоль мажор
Николаева Т. Детский альбом: Сказочка
Питерсон О. «Зимний блюз»
Роули А. «Акробаты»
Чайковский П. Детский альбом: «Болезнь куклы», Итальянская полька
Шуман Р. «Первая утрата», «Смелый наездник»
Хачатурян А. Андантино
Ансамбли в 4 руки
Бетховен Л. Немецкие танцы (в 4 руки)
Беркович И. Соч. 90: фортепианные ансамбли
Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки
Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6
Шмитц М. «Веселый разговор»
Примеры программ промежуточной аттестации
Вариант 1
Лемуан А. Этюд соч. 37, № 10
Моцарт В. Аллегретто
Алябьев А. Пьеса соль минор
Вариант 2
Черни-Гермер 1 тетрадь: № 29
Бах И.-С.
Маленькая прелюдия ля минор №12
Моцарт В.
Сонатина Си-бемоль мажор
5 год обучения (7 класс)
Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в
публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их
творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию
навыка сольных выступлений.
Годовые требования:
4-5 этюдов,
2-4 разнохарактерные пьесы,
2 полифонических произведения,
1-2 части крупной формы,
1-2 ансамбля или аккомпанемента,
чтение с листа,
мажорные гаммы от черных клавиш, к ним -аккорды и арпеджио на 2 октавы.
11
с Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1и 3 четвертях по результатам
текущего контроля и публичных выступлений, во 2 четверти в виде контрольного урока, в
4 четверти проводится промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачета с
оценкой, проводимого в присутствии комиссии. С 5 года обучения в промежуточную
аттестацию включается крупная форма или полифония.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.-С. Маленькая прелюдия ля минор, Фа мажор
Бах И.-С. Менуэты Соль мажор, до минор
Гедике А. Соч. 60: инвенция, прелюдия ля минор
Гольденвейзер А. Соч. 11: фугетты Ми мажор, ми минор
Гендель Г. Сарабанда с вариациями, Фугетта
Кригер И. Сарабанда (сб. «Избранные произведения композиторов XVII, XVIII,
XIX вв.», вып. 2, сост. Кувшинников)
Маттезон И. Ария, Менуэт
Моцарт В. Контрданс
Перселл Г. Танец, Менуэт, Вольта
Павлюченко С. Фугетта ми минор
Циполи Д. Сарабанда из сюиты № 2, Менуэт из сюиты № 4
Рамо Ж.Ф. Менуэт
Этюды
Гедике А. Соч. 47 №№ 10-16, 18, 21, 26 Соч. 58 №№ 13, 18, 20
Беренс Г. Соч.100 № 4
Геллер С. Соч.47 № 12, 13
Дювернуа Ж. Соч.176 № 43, 44
Лак Т. Соч. 172 №№ 5-8
Лемуан А. Соч. 37 №№ 20, 23, 35, 39
Лешгорн А. Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору)
Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 30, 32, 34-36, 38, 42, 43
Шитте Л. Соч. 68 №№ 2, 3, 6, 9
Крупная форма
Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, 1, 2 ч.
Гедике А. Тема с вариациями, соч. 46
Диабелли А. Сонатина № 1; Рондо, соч. 151
Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27, Сонатина До мажор, 2, 3 ч., соч. 36
Моцарт В. Сонатина Фа мажор, 1 ч.
Мелартин Э. Сонатина соль минор
Шуман Р. Детская сонатина
Чимароза А. Сонатины ре минор, ля минор
Кулау Ф. Сонатина До мажор, соч.55 №3: 1, 2 ч.
Пьесы
Бетховен Л. Экосезы Ми-бемоль мажор, Соль мажор, Тирольская песня, соч. 107
Гайдн Й. Менуэт Соль мажор
Григ Э. Соч. 12: «Родная песня», «Песня сторожа»
Мендельсон Ф. Песни без слов: № 7
Шопен Ф. Кантабиле
Шуман Р. Альбом для юношества: Сицилийская песенка
Чайковский П. Детский альбом: «Новая кукла», Полька, Вальс
Парцхаладзе М. «Осень», «Танец», «Колокольчики»
Слонов Ю. Скерцино
12
Гречанинов А. Соч. 123: «Грустная песенка»
Косенко В. Соч. 15: Вальс, Пастораль
Майкапар А. Соч. 8: Мелодия, Соч. 28: Колыбельная
Прокофьев С. Соч. 65: «Сказочка», «Дождь и радуга», «Вечер»
Ансамбли в 4 руки
Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка с малинушкой»
Мартини Дж. Гавот (перел. Гехтмана)
Шуман Р. «О чужих странах и людях» (сб. «Музыкальный альбом для фортепиано,
1 вып., сост. А. Руббах)
Шуберт Ф. Два вальса Ля-бемоль мажор (переложение в 4 руки)
Шуберт Ф. Лендлер
Чайковский П. «Не бушуйте, ветры буйные»
Примеры программ промежуточной аттестации
Вариант 1
Гедике А.
Этюд соч. 47, № 15
Циполи Д. Менуэт из сюиты № 4
Чимароза Д. Сонатина ре минор
Вариант 2
Лемуан А.
Этюд соч. 37, № 35
Гольденвейзер А. Соч.11: фугетта ми минор
Кулау Ф.
Сонатина соч.55 №3: 2 ч.
6 год обучения (8 класс)
Годовые требования:
4-5 этюдов,
2-3 пьесы,
2 полифонических произведения,
1-2 части крупной формы,
1-2 ансамбля или аккомпанемента,
чтение с листа,
мажорные и минорные гаммы от черных клавиш, аккорды и арпеджио к ним на 2
октавы, хроматические гаммы двумя руками.
Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1и 3 четвертях по результатам
текущего контроля и публичных выступлений, во 2 четверти в виде контрольного урока, в
4 четверти проводится итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета с оценкой,
проводимого в присутствии комиссии.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада
Бах И.С. Маленькие прелюдии, ч.2: До мажор, ре минор, Ре мажор, Французские
сюиты: до минор (менуэт), си минор (менуэт)
Майкапар А. Соч. 28: Прелюдия и фугетта до-диез минор
Мясковский Н. Соч. 43: «Элегическое настроение», канон «Маленький дуэт»,
2-голосная фуга ре минор
Люлли Ж.Б. Жига («Библиотека юного пианиста, средние классы ДМШ»,
сост. Б. Милич)
Перселл Г. Прелюдия До мажор (там же)
Скарлатти Д. Менуэт (там же)
13
Циполи Д. Две фугетты (сб. «Маленький виртуоз», вып.1,сост. Самонов, Смоляков)
Барток Б. Менуэт
Этюды
Беренс Г. Избранные этюды, соч. 61, 88, №№ 1-3, 5-7
Бертини А. 28 избранных этюдов, соч. 29 и 32: №№ 4-9
Гедике А. 10 миниатюр в форме этюдов, соч. 8 Соч. 47: №№ 20-26
Лешгорн А. Соч. 65, 3 тетрадь; Соч. 66: №№ 1-4
Черни-Гермер 2 тетрадь: №№ 6-12
Крупная форма
Бетховен Л. Сонатины Ми-бемоль мажор, фа минор, 1 ч.
Вебер К.М. Сонатина До мажор
Гайдн Й. Соната Соль мажор № 11: 1 ч.
Клементи М. Сонатины Соль мажор, Фа мажор
Кулау Ф. Сонатины №№ 1, 4, соч. 55
Чимароза Д. Соната соль минор
Кабалевский Д. Вариации на русскую тему соч.51 №1
Моцарт В. Сонатина №5 фа мажор: 1 ч.
Беркович И. Вариации на украинские темы
Пьесы
Бетховен Л. 7 народных танцев: Алеманда Ля мажор, Багатель, соч.119№1
Григ Э. Ариетта, «Народная мелодия», соч. 12
Глиэр Р. Колыбельная
Грибоедов А. 2 Вальса
Моцарт В. Контрданс Си-бемоль мажор, До мажор
Косенко В. Скерцино, соч. 15
Пахульский Г. «В мечтах»
Питерсон О. «Волна за волной»
Прокофьев С. Соч. 65: «Ходит месяц над лугами», «Прогулка»
Чайковский П. Соч. 39: «Утреннее размышление», Соч. 39: Мазурка, Русская песня
Шуман Р. Соч. 68: Маленький романс, Северная песня, Песенка жнецов, Пьеса Фа
мажор, Всадник, Сицилийская песенка
Ансамбли в 4 руки
Аренский А. 6 пьес в 4 руки, соч. 34: «Кукушечка», «Сказка»
Глиэр Р. Менуэт, соч. 38
Кюи Ц. «У ручья»
Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» (перел. в 4 руки)
Рахманинов С. «Сирень»
Шуберт Ф. Экосезы в 4 руки, соч.33
Глиэр Р. Мазурка, соч. 38
Вебер К. М. 6 легких пьес в 4 руки
Примеры программ итоговой аттестации
Вариант 1
Беренс Г. Этюд соч. 61 и 88, № 3
Бах И.С. Маленькая прелюдия До мажор (ч.2)
Вебер К.М. Сонатина До мажор, 1 ч.
Косенко В. Скерцино, соч. 15
Вариант 2
Лешгорн А. Этюд соч. 66, № 4
Мясковский Н. 2-хголосная фуга ре минор
Гайдн Й. Соната Соль мажор № 11, 1 ч.
14
Питерсон О. «Волна за волной»
III. Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы
учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:
знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей
фортепиано;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений,
написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
владение основными видами фортепианной техники, использование художественно
оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ,
соответствующий авторскому замыслу;
знания музыкальной терминологии;
умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на
фортепиано;
умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного
музыкального произведения;
умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;
навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых
уроках и т.п.;
навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном
ансамбле;
первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на
ответственную
подготовку
домашнего
задания,
правильную
организацию
самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.
Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках
достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения
заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без
присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая
публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная
отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем
протяжении обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет
аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением
комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое
обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический,
рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка.
Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период
времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения.
Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная
аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в
журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.
15
Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая
участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны
быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды,
пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм.
На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на
технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа
нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в
соответствии с программными требованиями.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет
проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное
управление учебным процессом.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные
знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
5 («отлично»)
4 («хорошо»)
3 («удовлетворительно»)
2 («неудовлетворительно»)
«зачет» (без отметки)
Критерии оценивания выступления
предусматривает исполнение программы, соответствующей
году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание
текста, владение необходимыми техническими приемами,
штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля
исполняемого произведения; использование художественно
оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому
замыслу
программа соответствует году обучения, грамотное
исполнение с наличием мелких технических недочетов,
небольшое несоответствие темпа, неполное донесение
образа исполняемого произведения
программа не соответствует году обучения, при исполнении
обнаружено плохое знание нотного текста, технические
ошибки, характер произведения не выявлен
незнание наизусть нотного текста, слабое владение
навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую
посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на
данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В
зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом
целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускниками знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:
техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
художественная трактовка произведения;
стабильность исполнения;
16
выразительность исполнения.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы
контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со
стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с
возможностями и способностями конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может
изменяться и дополняться.
Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных
выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время
ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с
новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность
выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной
работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу
педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания,
рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения
учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока
зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на
инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен
вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами
выразительности.
Работа с учащимся включает:
решение технических учебных задач – координация рук, пальцев, наработка
аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
работа над приемами звукоизвлечения;
тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой,
динамикой, нюансировкой;
формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией,
интервалами и др.;
разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной
работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных
принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в
изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности
учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном
этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного
процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию
музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы
и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление
преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в
начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по
форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной
музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся
оркестровых отделений.
17
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм,
жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в
нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность
изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных
произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и
исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений,
доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие
удовольствие в процессе музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что
освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно
самостоятельные линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями,
сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить
представление о форме музыкального произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать
фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его
восприятия музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному,
осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на
клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм,
арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству,
что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному
обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа.
Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте,
развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном
итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению
ученика быстро и грамотно изучить новый материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем
педагога.
Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов,
аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п.
Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной
руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х
фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при
наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными
и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической
целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного
освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на
выполнение самостоятельной работы учащимися струнного отделения, отделения духовых
и ударных инструментов по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся
педагогических традиций - 2 часа в неделю. Для организации домашних занятий
обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а
также наличие у него нотного материала.
18
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они
должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при
повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается
в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного
внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по
времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы,
выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их
отработки.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы
над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога.
Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком,
техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а
также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и
результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную
формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом
в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы:
пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно
каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов,
арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения,
используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также
указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить
упражнения на данный вид техники.
Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии
каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов,
их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при
этом другие.
При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью
педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала.
Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов,
аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном
проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом,
выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно
повторение учеником ранее пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются
преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться
педагогом регулярно.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы
1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост.
Т. Директоренко, О. Мечетина. М., Композитор, 2003
2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов,1962
3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3кл./ред.-сост. И.
Беркович. Киев, 1964
4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское
музыкальное издательство, 1996
19
5. Бах И.-С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
6. Бах И.-С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И. А. Браудо. – СПб.:
Композитор, 1997
7. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
8. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч. 61, 68, 88)
9. Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992
10. Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
11. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост.
Ю. Курганов. М.,1991
12. Ветлугина
Н. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1987
13. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие,
сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
14. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.-М.,1993
15. Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
16. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006
17. Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. - М.: Музыка 2011
18. Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост.
С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
19. Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VIкл. ДМШ: Уч. пос. /
редакторы – составители А. Г. Руббах и В. А. Натансон М.: Государственное
музыкальное издательство, 1962
20. Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-IIкл. ДМШ: Уч. пос. /сост.
А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960
21. Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз
художников, 2008
22. Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка, 2010
23. Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17
24. Лещинская И. Малыш за роялем. М.: Кифара, 1994
25. Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66
26. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994
27. «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999
28. Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997
29. Милич Б. Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006
30. Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001
31. Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002
32. Музицирование для детей и взрослых, вып. 2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю. В. –
Н: Окарина, 2008
33. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып. 2, издание 4.Сост. К. С. Сорокина – М.:
Современный композитор, 1986
34. Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах – М., 1972
35. Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А. Руббах и В. Малинникова – М.:
Советский композитор, 1973
36. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./Учебно-метод.
пособие. Сост. Гавриш О. Ю., Барсукова С. А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
37. Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н.
Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
38. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.
Сорокин. – М.: Музыка, 1976
39. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О. В. Бахлацкая: М.: Советский
композитор, 1990
40. Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.
Батаговой и Н. Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
20
41. Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано,
вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973
42. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972
43. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/
Сост. Н. Семенова. СПб, 1993
44. Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Д ельновой М.,1974
45. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М., 1974
46. Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. – М.,
1996
47. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л.
Баренбойм. М., 1962
48. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
49. Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н. Голубовской, сост. Ф. Розенблюм
– М.: Музыка, 1978
50. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/
Сост. и редактор А. Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962
51. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. "Музыка", 1993
52. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая – М., 1961
53. Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика
XXI век» - М., 2002
54. Фортепиано 5кл. ДМШ, ч. I: Учеб. пособие/ сост. – редактор Милич Б. Е. Киев:
Музична Украина, 1973
55. Фортепиано 6кл. ДМШ, ч. II: Учеб. пособие/ сост. – редактор Милич Б. Е. Киев:
Музична Украина, 1972
56. Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В. Натансон, Л. Рощина. – М.:
Музыка, 1988
57. Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М. Копчевский. –
М.: Музыка, 1978
58. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н. А. Любомудров, К. С. Сорокин,
А. А. Туманян, редактор С. Диденко. – М.: Музыка, 1983
59. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А. Бакулов, К. Сорокин. – М.:
Музыка, 1989
60. Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А. Бакулов, К. Сорокин. – М.:
Музыка, 1989
61. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень»,
СПб, 1994
62. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006
63. Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А. Бакулов, 1992
64. Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.
65. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160
66. Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011
67. Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А. Николаев, В. Натансон. – М.: Музыка, 2011
68. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. Пособие /
сост. и редакция Л. И. Ройзмана и В. А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967
69. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. Пособие /
сост. и редакция Л. И. Ройзмана и В. А. Натансона – М.: Советский композитор, 1973
70. Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод.
пособие/сост. Г. Цыганова, И. Королькова, Изд. 3-е.– Ростов- н/Д: Феникс, 2008
Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965
21
3. Баренбойм Л. «Путь к музицированию». 2- е изд. Ленинград, 1979
4. Корто А. «О фортепианном искусстве». Москва, 1965
«Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве», Москва, 1966
5. Гофман И. «Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре». Москва,
1961
6. Коган Г. «Работа пианиста». Москва, 1953
7. Маккинон Л. «Игра наизусть», Ленинград, 1967
8. Метнер Н. «Повседневная работа пианиста и композитора», Москва, 1963
9. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 5 изд. Москва, 1987
10. Петрушин В. «Музыкальная психология». Москва, 1997
11. Смирнова Т. «Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом». Москва, 1997
12. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». Москва, 1974
13. Шуман Р. «О музыке и о музыкантах». Москва, 1973
14. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта», Москва, 1959
22